Подготовка специалистов для перспективного развития
Популярность среднего профессионального образования (СПО) возросла, и теперь соотношение между СПО и высшим образованием составляет 60% к 40%
Подготовка специалистов для перспективного развития
Популярность среднего профессионального образования (СПО) возросла, и теперь соотношение между СПО и высшим образованием составляет 60% к 40%

Средний балл аттестатов абитуриентов, поступающих в колледжи, достигает 3,9–4,0, что свидетельствует о высоком уровне подготовки студентов. Особенно востребованы специальности в области экономики, информационных технологий, туризма, медицины и инженерии. Уровень трудоустройства выпускников СПО составляет 72,5%, что близко к показателю трудоустройства выпускников вузов (78,5%). Эти цифры подтверждают растущую значимость и привлекательность СПО на современном рынке труда. О будущем среднего профессионального образования мы поговорили с Михаилом Пашковским, директором Колледжа информационных технологий и строительства Калининградской области.

— Михаил, вы долгое время работаете в системе среднего профессионального образования. Как изменился образ колледжей за последние годы? Что изменилось в восприятии людей, которые раньше считали колледжи местом для слабых учеников?

– Система СПО претерпела значительные изменения, что отразилось на имидже колледжей и всей системы в целом. Например, по предварительным итогам приемной кампании этого года, на 325 бюджетных мест было подано около 3 000 заявлений, и более 1000 заявлений — на коммерческое обучение, при этом средний проходной балл составил 4,4. Эти цифры говорят сами за себя.

Мы превосходим многие предприятия региона по оснащенности современным оборудованием. Совместно с партнерами мы участвуем в федеральной программе «Профессионалитет», что открывает для студентов новые возможности обучения и работы на современных производствах. Также заметен рост интереса школьников к более раннему профессиональному самоопределению, что связано с желанием обрести профессию и стать самостоятельными.

— Сейчас в колледжах всё больше абитуриентов, но хватает ли места для всех?

– Да, к сожалению, мест для всех желающих не хватает. Эта проблема актуальна не только для нашего колледжа, но и для других образовательных организаций региона. Ситуация осложняется притоком абитуриентов из Большой России, которые хотят продолжить обучение и жить в Калининградской области. В связи с этим реализуются программы по расширению аудиторного фонда, мастерских и мест в общежитиях, но это не решает проблему кардинально.

Мы разработали проект создания кампуса СПО, который позволит увеличить количество студентов до трех с половиной тысяч и построить общежития на полторы тысячи человек, что, с моей точки зрения, даст хороший импульс увеличению кадрового потенциала области.
— Расскажите о планах по созданию нового кампуса для студентов. Каково ваше видение его развития и как будет выглядеть система через 5–10 лет?

Ввод кампуса в эксплуатацию планируется через 7 лет. Уже на этапе проектирования мы применяем гибкие инженерные решения, чтобы адаптироваться к новым вызовам, которые будут стоять перед экономикой региона в будущем.

Кампус будет направлен на обучение по специальностям, которые станут актуальными через 10–15 лет, включая искусственный интеллект, роботизированные системы и креативные индустрии. Он также может стать площадкой для мероприятий регионального и федерального уровней, таких как соревнования, форумы и чемпионаты. Мы рассматриваем возможность продвижения образовательного туризма, что может дать дополнительный импульс развитию этого направления.

Кроме того, кампус должен решать задачу переподготовки кадров для нужд бизнеса. Сейчас этим занимается региональный Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), где более 1 000 человек ежегодно осваивают новые профессии по запросам рынка.

— Как легко выпускники колледжей находят работу? Как складываются их отношения с работодателями и что можно улучшить в этом взаимодействии?

– Да, наши выпускники успешно трудоустраиваются, но хотелось бы подробнее обсудить взаимодействие с работодателями.

С одной стороны, у нас много партнеров, которые предоставляют базы для практики, наставников и участвуют в формировании учебных программ. Однако не всегда удается выстроить с предприятиями тесные отношения. Часто работодатели обращаются к нам за пару недель до выпуска с просьбой порекомендовать им «хороших выпускников». В этой связи я призываю работодателей активнее взаимодействовать с нами, чтобы вместе готовить специалистов, которые будут востребованы на их предприятиях. У нас есть большой опыт работы в различных форматах, которые позволяют бизнесу не только прогнозировать кадровую политику, но и экономить на подготовке персонала.

Мы предлагаем разные варианты сотрудничества: крупным предприятиям — целевое обучение, которое гарантирует получение специалистов нужного качества в нужное время, а для малого бизнеса — совместную работу по прогнозированию потребностей рынка труда.

Особенно перспективным считаю сотрудничество с Торгово-промышленной палатой и ассоциациями, которые лучше всего знают ситуацию с кадровым обеспечением в разных отраслях.

— На что может рассчитывать выпускник колледжа сегодня? Готов ли он к самостоятельной жизни и работе?

– Выпускник должен быть готов к тому, что на предприятии к нему будут относиться, как к взрослому и мотивированному человеку. Практика на реальных производствах позволяет студентам получить четкое представление о производственных процессах. Однако у некоторых выпускников есть завышенные ожидания по поводу заработной платы, и они не всегда осознают специфику работы в коллективе, но это приходит с опытом. Важно развивать также систему наставничества на предприятиях.

— Когда студенты становятся по-настоящему самостоятельными? Какие факторы помогают им в этом процессе?

– Это во многом зависит от воспитания в семье. Для многих поступление в колледж уже является проявлением самостоятельности. Отрадно видеть, как студенты понимают, что результаты труда зависят от их усилий, и начинают нести ответственность за свои проекты. Также важно их участие в социальной жизни: от студенческого самоуправления и волонтерства до работы в рядах Российских студенческих отрядов и на крупных предприятиях.


Автор: Инга Фиронова

На правах рекламы


МАТЕРИАЛЫ ИЗДАНИЯ: