Когда привычные связи рушатся, приходится искать новые точки опоры. Калининградская область — один из российских регионов, которые сильнее других ощутили на себе последствия санкционного давления. Ограничения на транзит через Литву, разрыв логистических цепочек и переориентация с европейского направления на восток — всё это потребовало быстрой адаптации.
В 2022 году валовой региональный продукт сократился на 4,5%. Но уже через два года регион не только восстановился, но и вышел на устойчивую траекторию роста. Как это удалось — разбираемся в цифрах.
НОВАЯ ЛОГИСТИКА — НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Благодаря поддержке Президента и Правительства России, прежде всего в части восстановления транспортной связанности с основной территорией страны, ситуацию удалось стабилизировать. Увеличение числа судов на морских линиях и субсидии на морские перевозки помогли компенсировать утраченные маршруты. К концу 2023 года около 60% всех грузов из региона и обратно перевозились морским транспортом.
Это дало импульс для роста. ВРП области увеличился на 2,4% в 2023 году, а в 2024 — уже более чем на 4%. Спад 2022 года удалось компенсировать — экономика региона вернулась к росту.
ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ — ДРАЙВЕР ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА РЕГИОНА
По данным Калининградстата, в 2024 году индекс промышленного производства составил 103,5% (рост на 3,5% к 2023 году), тогда как по стране в целом — 4,6%. Основной вклад внёс сектор обрабатывающих производств — +3,9%.
По словам вице-премьера правительства области Вероники Лесиковой, именно
обрабатывающая промышленность — главный драйвер роста. Её продукция востребована как в других регионах, так и за рубежом. Сейчас в отрасли реализуется более 100 проектов, включая гигафабрику «Росатома», запуск которой ожидается в ближайшее время.
Рост зафиксировали и в других отраслях:- сельское хозяйство — +7,4%;
- строительство — +3,1%;
- розничная торговля — +10,7%;
- туризм — +9,8%.
ИНВЕСТИЦИИ — НЕСМОТРЯ НА ВЫЗОВЫ
Инвестиционный блок логично продолжает тему промышленного роста — по масштабам и направленности вложений Калининградская область сохраняет устойчивый интерес у бизнеса. Несмотря на санкции, в 2023 году инвестиции в основной капитал достигли рекордных 185 млрд рублей, в 2024 году — около 182 млрд. В перспективе до 2030 года заявлено свыше 500 проектов на сумму порядка 700 млрд рублей.
МАШИНОСТРОЕНИЕ И ТРАНСПОРТ
Активно растёт и машиностроение: по итогам 2024 года рост производства в отрасли составил 23%, в том числе +3,8% в автомобильном секторе. Рост машиностроения напрямую поддерживает и транспортную сферу: оборот транспортных организаций увеличился более чем на 30%, что обеспечило прирост доходов в бюджет региона более чем на 20%.
ТУРИЗМ: НОВЫЕ МАРШРУТЫ
Калининградская область делает ставку на развитие туристической инфраструктуры.
Турпоток превысил 2 млн человек в год, что дало дополнительный импульс торговле и сфере услуг. Объём платных туристических услуг вырос до 2,3 млрд рублей (+7,5%).
Отдельный вектор — водный туризм. По мнению экспертов, маршруты по акватории помогут перераспределить туристические потоки с побережья и открыть новые точки притяжения. Важный драйвер — вступающий в силу 1 сентября 2025 года Федеральный закон «О безопасности на водных объектах», который создаёт правовую базу для коммерческого использования маломерных судов.
По словам министра культуры и туризма Андрея Ермака,
цель — увеличить долю туризма в валовом региональном продукте до 5%.ПЕРСПЕКТИВА: ВПЕРЁД С УВЕРЕННОСТЬЮ
Скоординированная политика властей и активность бизнеса позволяют рассчитывать на устойчивый рост региональной экономики на уровне 4–6 % в год. Выход на докризисные показатели ожидается в 2026–2027 годах.
По материалам пресс-службы правительства
Калининградской области