Мы просто делали свою работу

Василий Родин: жизнь под флагом судостроения и судоремонта

Мы просто делали свою работу

Василий Родин: жизнь под флагом судостроения и судоремонта
Интервью с человеком, для которого завод стал делом жизни, школой характера и местом, где по-настоящему ценят людей.

За его плечами почти шесть десятилетий в судоремонте и судостроении. Он знает, как выглядел судостроительный завод «Янтарь» в 1968 году, и помнит, как менялась отрасль. Василий Александрович Родин — ветеран судоремонта и судостроения. Его профессиональный путь — это не только история одного человека, но и история отрасли. Мы поговорили с ним о том, как не потерять людей, почему важно слушать рабочих и чему учиться, даже если тебе 75.

— Василий Александрович, как вы оказались на судостроительном заводе «Янтарь»?

— Весной 1968-го после училища в Астрахани шёл на распределение без особых ожиданий, хотелось просто работать. В кабинете сидел представитель завода. Он взглянул на меня и сразу сказал: «Калининград — вот куда тебе надо». Так я и оказался здесь.

— Вы сразу почувствовали, что завод станет делом всей жизни?

— Скорее нет, чем да. Сначала меня направили в 22-й цех слесарем по топливной аппаратуре. Со временем я стал начальником участка. Рук не хватало, так что пришлось осваивать новую специфику. Позже я уже стал начальником цеха. Работы было много, задачи стояли непростые, но мы справлялись. Завод быстро перестал быть просто местом работы. Даже дома шутили: «Мама живёт на улице Садовой, а папа — на заводе». В свободное время всем коллективом выбирались на рыбалку или за грибами.

— Сейчас, когда профессиональный путь уже за плечами, что вам видится самым сложным и важным на этом пути?

— На заводе было много вызовов. Например, помню монтаж системы «Кинжал» на корабле. Обычно это занимало два месяца, а нам велели сделать за десять дней. Я попытался сказать генеральному директору Владимиру Георгиевичу Гуськову*, что это невозможно, но он дал мне все полномочия: «Что нужно — бери. Соседний цех в твоём распоряжении». Работали сутками, люди засыпали у станков, но мы справились.

Была ещё история с котлом на проекте «Сахалин»: рабочий ошибся, произошла авария, началось расследование. Три дня мы не выходили из цеха, восстановили всё. Именно в таких ситуациях понимаешь, что значит ответственность. За работу над «Сахалином» в 29 лет я получил орден «Знак Почёта», а завод — орден Красного Знамени. Это было большой честью и признанием значимости нашего труда.

— Насколько важно для вас учиться и повышать квалификацию?

— Даже в 75 лет я продолжаю постоянно развиваться. Недавно ездил на обучение в Москву, нам читали лекции ведущие специалисты из разных сфер. Такие встречи дают мотивацию и практическую пользу. Современный руководитель или бизнесмен должен быть в курсе всех новшеств. Учиться нужно всегда, это позволяет идти в ногу со временем.

— Какими качествами должен обладать руководитель?

— Отзывчивостью по отношению к людям. Я никогда не был «кабинетным» директором. Утро всегда начинал с обхода рабочих мест, общался напрямую — от мастеров до уборщиц. Чем больше слушаешь людей, тем ближе к правде. Я всегда считал, что важно не просто требовать, а понимать и, если у кого-то беда, оказать помощь. Иногда нужно поддержать материально. Люди это ценят и помнят.

— А как вы оцениваете престижность работы в судостроении и судоремонте сегодня?

— Профессия размывается, особенно среди молодёжи. Когда на офисной работе платят столько же, сколько и в цеху, молодёжь делает другой выбор. На корабле ведь непросто: жара, духота, тяжёлый физический труд. Зарплаты должны быть достойными. В советское время, помимо зарплат, были уважение и участие предприятия в жизни людей: жильё, детсады, путёвки. Это важно, чтобы профессия оставалась престижной.

— Что бы вы сказали молодому поколению, которое приходит в отрасль?

— Судостроение — это не просто ремесло, это наука и гордость. Здесь важны знания, любовь к делу и умение быстро перестраиваться под новые задачи. Сейчас много нового: пескоструйная обработка, автоматическая сварка, лазерная центровка. Но главное — любить своё дело. Когда видишь готовый корабль и можешь сказать: «Это сделано моими руками», — это особое чувство, ради которого стоит работать и жить.

— Василий Александрович, если подвести итог, что самое ценное для вас за эти 57 лет в профессии?

— Люди. В автобиографии я составил список тех, кому хочу сказать спасибо — всем, кто встретился мне на жизненном пути. Большинство из них — это коллеги с «Янтаря». Мне повезло: рядом всегда были настоящие профессионалы и хорошие люди. Я считаю, это самое важное — уметь быть благодарным.


Автор: Тамара Самоходкина

*Под руководством Владимира Георгиевича Гуськова «Янтарь»

построил 81 боевой корабль и 213 судна гражданского назначения,

отремонтировал более 300 судов и кораблей.



МАТЕРИАЛЫ ИЗДАНИЯ: