В отделении микрохирургии глаза, которым с 2007 года заведует врач высшей категории, получившая награду «Заслуженный врач РФ», главный внештатный офтальмолог областного Минздрава Инеса Ивановна Иванова, развёрнуто 40 коек. Все операции проводятся на микрохирургическом уровне с использованием операционного микроскопа по современным технологиям.
Специалисты отделения берутся за сложные и неординарные случаи и готовы к любым высокотехнологичным операциям, включая пересадку донорской роговицы и лечение катаракты методом факоэмульсификации.
Мы поговорили с Инесой Ивановной о том, каким был её путь профессионального становления, и о работе отделения.
— Инеса Ивановна, правда ли, что вы и учились, и работали под началом Святослава Николаевича Фёдорова, настоящего корифея советской и российской офтальмологии?— Да, могу сказать, что мне крупно повезло. После окончания Оренбургского мединститута работала в филиале МНТК «Микрохирургия глаза» под руководством профессора Канюкова Владимира Николаевича. Трудиться под его началом было сложно. Порой мы работали по 23 часа в сутки. У учителей была такая позиция: интерн должен жить в больнице. Тогда время было другое, платного обучения не было, все, кто поступал, выдерживали огромный конкурс. Всё это принесло плоды. Нам привили, наверное, такой отеческий «ген ответственности», стремления к совершенствованию.
У нас были самые лучшие преподаватели. Одним из них стал профессор Святослав Николаевич Фёдоров. За год из нас сделали хирургов. Мне дали попробовать, и я поняла, что это моё, что мне вот хочется оперировать, а не заниматься диагностикой, например.
— С 1997 года вы работаете в Калининградской областной клинической больнице, с 2007-го руководите отделением. Есть ли у вас возможность передать вот этот уникальный «ген» новому поколению будущих врачей?— Безусловно, в области не хватает специалистов нашего направления. К нам приходят студенты старших курсов на стажировку, обучение.
Начинаем мы с того, что собирается группа. Дальше мы эту группу делим на маленькие подгруппы, потому что у них разный график обучения. Студенты приходят на практику в выходные дни, когда операции в клинике не проводятся. В операционной будущие врачи садятся и оперируют изолированные глаза животных, практикуются и мне показывают, как наложили швы и так далее. Мы даже конкурс проводили на знание наибольшего количества хирургических швов.
К нам иногда приходят волонтёры-школьники, проходят летнюю практику. Бывает, даже из других городов приезжают ребята. То есть потихоньку растим смену.
— Как работает отделение сейчас? Сколько операций проводится в год?— Центр рассчитан на 2500 операций в год, в прошлом году мы провели 2657. Они бывают разные. Высокотехнологичных было более 400. Лично я провела порядка 700 оперативных вмешательств.
Среди операций, которые выполняются в настоящее время в отделении, 51% занимают операции по поводу катаракты, 20% — глаукома, 10%— отслойки и разрывы сетчатки, 19% — другие заболевания, в том числе онкологические.
— Какие виды оперативных вмешательств выполняются в отделении?— Мы выполняем все необходимые операции, связанные с заболеваниями глаз. Поэтому жителям нашего региона не надо никуда ехать, чтобы получить помощь на месте. Есть небольшие исключения, связанные с онкологием, но их немного. Кератопластика, экстракция катаракты, экстракция катаракты с имплантацией интраокулярной линзы (ИОЛ), экстракция катаракты с имплантацией ИОЛ и с антиглаукоматозной операцией, факоэмульсификация катаракты, витрэктомия, антиглаукоматозные операции.
И это далеко не всё. Работаем с отслойкой сетчатки, проводим пластические операции. Дакриоцисториностомия, экстирпация слёзного мешка, удаление глазного яблока, склеропластика, удаление халязиона, пластика век, удаление образований кожи и слизистой, и многое другое.
Офтальмологические технологии постоянно совершенствуются, и мы не отстаём, изучаем новинки и тренды, развиваемся, потому что здоровье глаз наших пациентов - главный приоритет клиники.
Автор: Юрате Пилюте