Анастасия Кузнецова, министр экономики Калининградской области в 2013-2016 годах, директор по управлению производственными площадками ГК «Продукты Питания», кандидат географических наук, считает, что экономическая жизнь не будет прежней и нормализации «средней температуры по больнице» ждать не стоит. Но тем не менее, как у опытного управленца, у Анастасии Леонидовны есть целый ряд наблюдений и советов по тому, как удержаться на плаву в этой вечноменяющейся обстановке.
— Какие основные экономические тенденции вы наблюдаете в текущем году?
— Прошлый год с точки зрения происходящего в России связан с очевидными трендами. Это инфляция, падение курса рубля и рост процентной ставки. У всех этих трёх составляющих экономической реальности есть свои последствия. Сейчас мы все находимся в условиях жёсткого финансового планирования, реструктуризации обязательств, пересмотра даже среднесрочных планов и критичного отношения к приоритетам. Думаю, что экономическую жизнь страны ожидают и банкротства, и дальнейший рост цен, и необходимость предприятиям найти стратегии, соответствующие новым реалиям.
— Насколько сильно отличается ситуация в Калининградской области?
— Что касается Калининградской области, то в системе нашей региональной экономики тоже происходят резкие изменения. Так, например, у нас более полутора десятков лет на первом месте по объёмам промышленного производства стояло автомобильное производство. Вместе с тем, с 2022 года вся структура встала с ног на голову, и в промышленном производстве на лидирующие позиции выходит производство пищевых продуктов. Мы превращаемся в сельскохозяйственный регион. Надеемся, что проекты последних лет станут опорой региональной экономики, но пока в целом по динамике наиболее устойчивыми остаются строительство, аренда недвижимости и туризм.
— Какие новые технологии и инновации вы считаете ключевыми для развития промышленности в ближайшие годы?
— С моей точки зрения, мы сталкиваемся с двумя разнонаправленными тенденциями в развитии промышленности. С одной стороны, активно развивается та часть, которая связана с автоматизацией и цифровизацией. И это понятно, при таком росте стоимости труда… За прошлый год средняя заработная плата в области выросла на 13%! Добавим ещё тот факт, что, например, в предыдущие годы среднее сальдо миграции в регионе составляло от 12 до 16 тысяч человек. В последние несколько лет это всего лишь шесть тысяч. И очевидно, что в этих условиях автоматизация становится одним из первоочередных ответов, за которые предприятия берутся. Это направление развития промышленности активно поддерживается федеральным центром, действуют и запускаются Минпромторгом России новые программы субсидирования роботизации и автоматизации предприятий.
С другой стороны, если мы посмотрим на то, сколько сейчас стоят инвестиции в оборудование, мы поймём, что одновременно существуют другие тренды, связанные с улучшением организации, бережливым производством. Приходится вытаскивать все резервы, «мести по сусекам». Это не вложения в дорогие машины, которые заменят ручной труд, а описание, структурирование, повышение технологичности самого человеческого труда. Что, на мой взгляд, неплохо продвигается Федеральным центром компетенций в рамках программы «Повышение производительности труда». А главная новация — это признание нелинейности и хрупкости мира (в логике Джамаиса Кашио и его акронима SHIVA), развитие навыков действовать в этих условиях.
— Какие качества вы считаете важными для успешного руководителя?
— Знаете, я давно считаю, что у руководителя есть две работы: запускать новые процессы и решать проблемы, которые не могут решить его сотрудники. Думаю, все топ-менеджеры, и не только, за последние два-три года почувствовали резкое нарастание плотности проблем. Общий уровень стресса возрос существенно. И это делает ещё более актуальными такие, на мой взгляд, основные навыки управленца как понимание и принятие решений. Умение обеспечить понимание и скоординировать часто недооценивают: мы не задумываясь приписываем другим свои мотивы, мысли, образ действий. Мой опыт говорит о том, что очень часто люди не могут решить проблемы или найти выход из сложившейся ситуации только потому, что «плохо слышат» друг друга. А в условиях высокой цены любой ошибки и промедления перевод «с русского на русский» играет большую роль. Это не только про команду, но и про лидерство.
Второй навык — это способность принимать решения. Меня в свое время учили, что в момент принятия любое решение одинаково верно и неверно, поскольку мы не сможем с вами на 100% сказать, что последует за ним, к чему оно привёдет. Но решение должно быть принято. И управленец — тот человек, кто это делает и бёрет на себя ответственность. Возможно, в наших решениях сейчас чуть меньше системности и возможности продумать, чуть больше от ad hoc. Но из любой безвыходной ситуации всегда есть минимум три выхода… Главное, как сказал Уинстон Черчилль: «Если вы идёте через ад — продолжайте идти».