СеМьЯ. Команда, влюбленная в продукты

Олег Борисович Пономарев

СеМьЯ. Команда, влюбленная в продукты

Олег Борисович Пономарев
Декабрь — это всегда ожидание чего-то необычного, но желаемого. Для человека делового это итоговые события, встречи, которые вбирают в себя год, а может быть, и целые годы напряженного поиска, труда.

И такая встреча, организованная «Агентством-ПРОФИ», состоялась в начале декабря и прошла в необычном месте и формате. Более десяти лет в качестве партнера и члена экспертного совета премии «ПРОФИ Итоги года» выступал Олег Борисович Пономарев, председатель совета директоров «Спар-Калининград», доктор экономических наук, личность яркая, и что особенно ценно, открытая для прямого и содержательного общения в кругу коллег.

Большую группу руководителей среднего и крупного бизнеса пригласили на территорию, где, по сути, начинается многоуровневый технологический процесс, под брендом «Спар-Калининград». Начали с экскурсии по внутреннему контуру складского хаба сети супермаркетов «Спар» — сейчас в регионе в торговую сеть входит 111 магазинов разного формата. А затем Олег Пономарев поделился историей создания и стратегией развития, оценил некоторые итоги пути компании, ее перспективы, представил экспертный взгляд на тенденции и вектор экономики в условиях современных вызовов, ответил на вопросы, дал комментарии.

Сейчас Спар занимает второе место в регионе. А когда-то все начиналось с маленького магазина «Копилка», которая позже переросла в современную сеть «Семья». И спустя годы, трудности и кризисы в 2013 году была взята лицензия, а в 2014-м свои двери открыл первый магазин «Спар».
«Мы до сих пор думаем, что с появлением "Спара" Калининградская область навсегда изменилась. Мы уверены, что "Спар" сегодня — визитная карточка архитектуры Калининградской области и неотъемлемая часть качества жизни калининградцев», — с уверенностью заявляет Олег Пономарев.
Любой успех невозможен без качественно подобранного персонала. За любым прогрессом стоят сильные люди.
«Бизнес — это борьба людей между собой за успех. И задача очень простая — делать так хорошо свое дело, чтобы люди тебя выбирали. Лучшие люди всегда делают лучше, чем сотрудники конкурентов, поэтому задача сделать так, чтобы с тобой работали лучшие люди. И тогда у тебя будет успех в бизнесе», — говорит Олег Пономарёв.
Ежедневно в «Спар» за продуктами приходит 182 000 покупателей. А количество клиентов программы лояльности превышает количество аккаунтов всех крупнейших коммерческих баз Калининградской области. Средняя сессия в мобильном приложении «Клуб друзей» составляет почти 3 минуты, что является ярким показателем удержания покупательского внимания.

Сегментирование клиентов на 31 категорию помогает максимально точно обрабатывать персональные данные и предлагать индивидуально подобранный набор выгодных предложений. Но при этом стоит отметить, что онлайн в продуктах не столь популярен, как офлайн.
«Для нас важными являются синергия и качество жизни, поэтому у нас во всех наших собственных торговых центрах обязательно есть аптека, зоомагазин и пекарня. Это одна из причин, почему в Калининграде такая низкая доля онлайна в продуктах питания. Потому что у нас очень качественные офлайны».
Сегодня в компании «Спара» «Люблинские продукты» производится около 10 тонн готовой еды в сутки.
«Говоря про рыночную долю, у нас, к счастью, завершилась конкурентная борьба. Мы долгие годы жили в условиях "кровавого океана". Сейчас же наша задача — как можно меньше продавать больших федеральных брендов и как можно больше производить собственной продукции», — констатирует Олег Пономарев.
Амбициозные планы «Спара» не заканчиваются. Расширение сети магазинов планируется только в тех районах, где будут строить новые дома, и присутствие ретейлера минимально. Теперь в планах сельское хозяйство.
«Молодёжь часто меня спрашивает: если бы вы были 20-летним и у вас не было денег, то чем бы вы занимались? Ответ простой: конечно же, цифрой. Сегодня мы живем в период, когда очень быстро происходят изменения. То, на что раньше нужны были десятилетия, сейчас происходит за несколько лет. Важно успевать за прогрессом».
Цифровизация и роботизация сильно повлияют на развитие производственных процессов компании. В ближайшее десятилетие 50% сотрудников логистического центра будут машинами. Процесс модернизации неизбежен: «Нельзя игнорировать научно-технический прогресс, находясь внутри рыночной экономики», — говорит Олег Борисович. При этом основной ценностью по-прежнему является команда.
«Что бы вы не задумали делать, вам нужно понять, есть ли у вас все 5 видов ресурсов: технологии, информация, люди, деньги и, самое главное, время. Если у вас всё есть, то проект получится, если хотя бы одного компонента не хватает — проект не получится».

Об итогах прошедшего года Олег Пономарев говорит уверенно и коротко:


«2025 был успешным годом. Критерии оценки в бизнесе довольно простые. Есть план, и мы его выполнили».

При этом также уверенно смотрит в будущее:


«Мы не останавливаемся, идём вперёд, несмотря ни на что, потому что пока ты движешься — ты живой, а упал — тебя съели».
«Главное для предпринимателя — это смыслы и ценности. И они связаны друг с другом внутренне и логически. Для предпринимателя главные ценности - это семья, дело и вера. Мы русские в большом смысле этого слова, и наша вера помогает нам расти и развиваться», — подытожил Олег Пономарев.

Авторы: Арина Дегтярева, Лидия Лебедева

МАТЕРИАЛЫ ИЗДАНИЯ: