Город будущего: взгляд архитектора

В нашем интервью архитектор Артур Сарниц делится видением Калининграда будущего — цельного, уважающего прошлое и открытого к изменениям. 16+

Город будущего: взгляд архитектора

В нашем интервью архитектор Артур Сарниц делится видением Калининграда будущего — цельного, уважающего прошлое и открытого к изменениям. 16+
Что делает город комфортным для жизни? Почему Калининграду важно помнить Кёнигсберг? И как форты могут стать точками роста? В нашем интервью архитектор Артур Сарниц делится видением Калининграда будущего — цельного, уважающего прошлое и открытого к изменениям.

— Вы много лет формируете городскую среду. Как бы вы сегодня описали Калининград: он уже стал городом будущего или всё ещё в поиске своей формы?

— Калининград пробуждается. Долгие годы он жил в парадоксе: европейское наследие — и утрата идентичности. Сегодня он на переломе, он выходит из амнезии. Главное, что меня вдохновляет, — растущая воля горожан к осознанному выбору: возвращать смыслы, развивать культурную ткань, открываться миру. Это путь сложный, но достойный.

— Какой образ будущего для Калининграда вы лично считаете реалистичным и достойным?

— Город будущего — тот, где прошлое интегрировано, а не вытеснено. Я вижу Калининград как уникальное сочетание европейской культуры на берегу Балтики, где форты становятся музеями и центрами знаний, а замки — местами силы и туризма. Важно сохранить то, что уцелело: структуру исторических районов, руины как материальные якоря памяти. А вот хаотичную застройку, агрессивную рекламу, визуальный шум — переосмыслить. Калининград достоин цельности и уважения к себе.

— Где для вас проходит граница между Кёнигсбергом и Калининградом? Или это одно целое?

— Для меня это два слоя одного города. Кёнигсберг звучит в улицах и силуэтах, Калининград — это опыт жить с этим наследием. Я за то, чтобы эти два имени соединились — не через стирание, а через уважение и диалог.

— Что, по-вашему, делает город комфортным для жизни?

— Город счастлив, когда удобен человеку. Комфорт — это не роскошь, а норма. Это не привилегия, а норма: шаговая доступность, безопасные улицы, зелёные дворы, восстановленные фасады, просветительская архитектура. Комфорт начинается с уважения к человеку.
— Расскажите о пространствах будущего, которые вы создаёте уже сейчас.

— Форты «Штайн» и «Дёнхофф». Это не просто военные объекты XIX века, это уникальные инженерные артефакты. Мы превращаем их в культурные центры. «Штайн» станет парком с музеем и экскурсиями, «Дёнхофф» — дендропарком для экологии и просвещения. Мы возвращаем этим пространствам голос.

Культурно-туристическая линия: форт — замок — Бальга. Это маршрут, который соединяет историю, ландшафт и смысл. Фортификация XIX века, замковая архитектура, древняя Бальга, где зародился орденский Кёнигсберг, — связующая ткань истории. Это нужно не только туристам, но и самому городу, чтобы понять, откуда он начинается.

Неокампус БФУ. Мы видим университет не как закрытый ансамбль корпусов, а как часть городской жизни. Неокампус — это кварталы, где студенты учатся, живут и общаются. Это город в городе, основанный на открытости — к диалогу, к городу, к будущему. Традиционный кампус — это здания. Неокампус — это культурная экосистема. Архитектура отражает дух дисциплин, а студенты становятся частью идеи просвещения как живой силы.

— Если бы вы писали «урбанистический кодекс» Калининграда будущего, какие принципы вы бы туда включили?

— В первую очередь такие:
  • приоритет человека, а не машины;
  • архитектура, связанная с ландшафтом и историей;
  • многофункциональные пространства вместо спальных зон;
  • уважение к прошлому без фетишизации руин;
  • экологичность и сохранение водной среды;
  • уважение к тишине, свету и масштабу.

— Калининград через 20 лет: какой кадр на последней странице альбома?

— Закат над Прегелем. Часы на башне замка снова идут. Люди стоят на балконе и смотрят на черепичные крыши нового-старого города, утопающего в зелени. На площади звучит музыка, смеются дети, а воздух полон лёгкого света и покоя. Город прошёл сложный путь — с утратами, поисками, сомнениями. Но он снова любим — и теми, кто в нём вырос, и теми, кто только открыл его для себя. Время можно не только потерять, но и вернуть.

Автор: Лейла Разина



МАТЕРИАЛЫ ИЗДАНИЯ: