Изменить восприятие государственной клиники»:
Юрий Шлегель — о командной работе
Изменить восприятие государственной клиники»:
Юрий Шлегель — о командной работе
Встреча с главным врачом калининградской городской стоматологии Юрием Валерьевичем Шлегелем начинается с улыбки женщины, заботливо раскладывающей бахилы у входа в поликлинику. Для того чтобы попасть в кабинет главврача, необходимо пройти три этажа, каждый из которых интересно разглядывать. Городская стоматология совсем не похожа на государственную, что заставляет задуматься: как такое возможно?

Сначала давайте познакомимся с нашим героем. Юрий Валерьевич приехал в Калининград пять лет назад из Алтайского края, где он учился на стоматолога — профессии, о которой мечтал с детства. Юрий Валерьевич признается, что не мог вообразить себя кем-то другим. «В детстве, помню, я предлагал бабушке полечить ее зубы. Иного пути в выборе профессии для себя я не видел», — вспоминает главврач. После Барнаула его путь лежал через учебу и работу в Томске, Москве, Санкт-Петербурге с аспирантурой и защитой диссертации кандидата медицинских наук.

«У меня не было необходимости что-то зубрить, мне было интересно, и я с радостью впитывал знания как губка».

В 2019 году Юрий Валерьевич оказался в Калининграде. Он стал главным врачом калининградской городской стоматологии, пройдя конкурс. Юрий Шлегель — настоящий фанат своей работы, и, возможно, именно благодаря этому ему и его команде удалось преобразить до неузнаваемости городскую стоматологию.
О Городской стоматологической поликлинике

«Одна из наших стратегических целей — изменить восприятие государственной стоматологии», — говорит Юрий Валерьевич, улыбаясь. «Мы стремились создать пространство, где было бы приятно находиться, чтобы пациенты чувствовали себя как дома».

Это должно помогать расслабиться и отвлечься от стресса и болезней, которые их привели к стоматологу. Ожидание приема у врача всегда тревожно, а приятные предметы интерьера, картины, музыка — все это отвлекает и помогает расслабиться.

«Мы начали с малого: убрали лишние стенды и старые объявления, улучшили атмосферу с помощью зелени, цветов и комфортной мебели». Немалую роль играет и ремонт в поликлинике. Кабинеты выглядят не хуже, а порой даже лучше, чем в коммерческих клиниках.

Врачи и медсестры, как рассказывает Юрий Валерьевич, активно участвуют в создании дизайна и эргономики своих рабочих мест, но ответственным лицом, принимающим итоговое решение, все-таки остается главврач. «Мы наблюдали за администраторами, медсестрами и врачами, находясь рядом в кабинетах и в режиме онлайн по камерам, куда они тянутся, чтобы взять тот или иной предмет, удобно ли им перемещаться к тумбочкам и столам и так далее. И расставляли мебель и оборудование так, чтобы врачу и медсестре было комфортно работать и тратить минимум рабочего времени на ненужные действия».

Параллельно ремонту, который идет до сих пор, особое внимание уделено и работе коллектива, чтобы пациентов встречали вежливо и уважительно. «Сначала мы наблюдали за тем, как администраторы общаются, чтобы узнать наиболее частые вопросы пациентов, услышать и понять, как и что отвечают, понять их «болевые точки» при общении с пациентами».

«Стало ясно — нужно вводить скрипты общения, чтобы информация, исходящая из уст разных администраторов, не отличалась, – продолжает главврач. – Мы составили ответы на частые вопросы, подкрепленные законами и нормативными актами. Администраторы выучили их. Они есть и в электронном виде, и на бумаге, при необходимости всегда может к ним обратиться. Это дает чувство защищенности и уверенности в правоте своего ответа, что очень важно.

Вторым шагом пригласили психолога и тренера по культуре речи и актерскому мастерству. Тренер дал интересный совет, что нужно выходить на работу как на сцену театра и играть в главной роли своего спектакля. В процессе такой личной трансформации каждого снизились конфликтные ситуации.

Одно из наших правил — не фамильярничать, приглашать пациентов нужно по имени и отчеству. Я всегда прошу коллег поставить себя на место пациента и относиться к ним так, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим».

Изменения, направленные на повышение качества обслуживания и производительности, были восприняты положительно коллективом, большинство осознавало необходимость перемен. Были и те, кто не смог работать в одной команде, вспоминает главврач.

«Любой коллега, сотрудник по поликлинике может позвонить в любое время дня и ночи, написать, чтобы решить свой рабочий или, при необходимости, личный вопрос или проблему, я открыт. Прямая коммуникация, особенно в небольшом коллективе, очень важна. Это позволяет получать прямую обратную связь, информация не искажается».

В коллективе важно поддерживать психологию доверия и командной работы. «Я не одиночка, я командный человек. Когда кто-то начинает халтурить — я сразу говорю об этом. Мы договорились: дружба дружбой, но работа должна выполняться качественно. Ощущение команды дает свои результаты... Пользуясь случаем, хочу поблагодарить каждого сотрудника в нашей стоматологии за свой вклад. Без вас сложно было бы достичь того, что есть сегодня у нас в клинике и коллективе!»
Про НОЦ «Стоматология»

Современная государственная поликлиника – это не только новое оборудование, ремонты и вежливость, но и подготовка кадров со студенческой скамьи в соответствии с запросами времени и развитием современных технологий. Юрий Валерьевич не только главврач ГСП, но и директор научно-образовательного центра (НОЦ) «Стоматология» при кластере «Институт медицины и наук о жизни» БФУ им. И. Канта. В 2023 году зачислили на обучение более 80 человек. За первый год никто не был отчислен за неуспеваемость, что свидетельствует о высоком уровне мотивации и подготовки.

Студенты, начинающие погружение в стоматологию, уже активно знакомятся с оборудованием и инструментами, которые будут использовать в будущей профессии. Помимо классической программы обучения, ввели внеурочные «кружки», где могут проявить свою мотивацию и интерес к выбранной специальности и получить дополнительные компетенции.

«Каждый кружок посвящен определенной теме. Например, один из них затрагивает вопросы психологии. Здесь учащиеся изучают методы подготовки детей к приему у стоматолога и приемы отвлечения внимания во время лечения у плачущих или испуганных детей и взрослых. Есть кружок по правовым вопросам стоматологии, где изучают медицинскую документацию и проводят исследования по правовой грамотности», — перечисляет Юрий Валерьевич.

В кружке по цифровому моделированию в стоматологии студенты учатся создавать коронки и протезы на 3D-моделях реальных пациентов, знакомятся с функционалом программного обеспечения, продолжает он. «Это помогает им чувствовать себя уверенно при использовании современных технологий. Еще один кружок посвящен художественному моделированию, где лепят анатомические формы зубов из пластилина, пластика и воска, развивая пространственное восприятие и навыки, которые пригодятся им при последующей реставрации зубов».

Все кружки ведут практикующие профессионалы, это позволяет студентам учиться у лучших. В этом году был организован тур в Гусев и Черняховск, чтобы они могли увидеть стоматологии за пределами Калининграда, которые ничуть не отличаются от калининградских.
«Мы хотим в том числе мотивировать студентов рассматривать трудоустройство в других городах и населенных пунктах региона. Это особенно важно, чтобы они шли работать в регион. А выплаты и компенсации для молодых специалистов при трудоустройстве в муниципалитетах — приятная дополнительная мотивация».

Образовательная программа рассчитана на пять лет. Дефицита преподавателей нет, лекции читают в том числе и профессора из разных университетов страны, чтобы студенты получали разнообразный и многогранный опыт. Практические занятия также проводят опытные врачи как из государственных, так и из частных клиник.

«Основной объем стоматологических дисциплин начинается с третьего курса. На первом курсе преподают классические общие дисциплины, анатомию и гистологию, знакомятся с оборудованием и инструментами», — поясняет Юрий Валерьевич.

У будущих стоматологов есть рейтинговая система активности, где они получают баллы за участие в различных мероприятиях, анкетировании, спортивных и научных мероприятиях. «Эти баллы позволяют им посещать бесплатные мастер-классы наряду с врачами. Мастер-классы организуются в рамках партнерских соглашений с образовательными центрами по профессиональной переподготовке врачей. Это стимулирует, так как медицинское обучение дорогое. Что рождает здоровую конкуренцию среди студентов — будущих профессионалов — стоматологов государственных поликлиник».

В рамках образовательной деятельности НОЦ «Стоматология» при БФУ им. И. Канта закладывается фундамент для кардинального преобразования восприятия государственных медицинских учреждений. Стремление к совершенству в обучении с первых шагов в профессии является залогом не только формирования высококлассных специалистов, но и культурного сдвига в отношении к стандартам государственного здравоохранения.

Автор: Инга Фиронова


МАТЕРИАЛЫ ИЗДАНИЯ: