– Ассоциация иностранных инвесторов в Калининграде остается и продолжает работать, даже появляются новые моменты. Чтобы делать что-то серьезное, надо готовиться намного заранее, иначе нельзя рассчитывать на нормальный результат. Я благодарен коллегам, что они меня выбирают, несмотря на риски и изменения, надеюсь, что я оправдываю их ожидания.
В Ассоциации я вижу свою роль, чтобы вести разъяснительный процесс. Необходимость в этом постоянная, и сейчас это надо даже больше, чем пять лет назад. Ведь сложившиеся условия больнее бьют по тем инвесторам, кто уже в России, кто к России хорошо относится. Контрсанкции чаще несут в себе ущерб инвестору, которому и так сложно выживать. И таких вопросов немало. Доносим это через разные комиссии РСПП, КТПП, встречи с правительством.
Настоящий предприниматель инициирует проект, находясь в информационном тумане, когда 30–50% неизвестно, и это огромные риски. Если что-то и понятно, то это чаще удача и шанс. Но когда все становится известно на 100%, зарабатывать уже поздно. Инвестор – это ментор, некоторый уже имеет опыт, видит нишу, прежде всего, в его голове картина с дополненной информацией. С одной стороны, благодаря опыту, умению создать команду ему легче, но не хватает механизма встраивания, связей, друзей, знания языка.
Я горжусь своей командой, надеюсь, это взаимно. Уверен, при любой ситуации никто не даст слабины, не будет паники, никто не испугается сложностей и через пять минут будет делать то, что должен. Наша команда прочна не просто как сталь, а уже нержавеющая.
Много лет назад группа калининградских бизнесменов заказала исследование McKinsey & Company. Среди приоритетных вариантов развития Калининградской области они назвали туризм. Я всегда считал, что туризм для Калининграда – огромный неиспользованный ресурс. Есть немало прорывных решений и идей. Например, хорошим проектом было бы легкое резидентство для иностранцев: если 10 тысяч человек переедут в область – это уже приличные инвестиции. Русская черта все контролировать часто тормозит позитивные процессы. Иногда, чтобы получить значительный результат, надо сделать что-то неудобное, непопулярное. Мало кто знает, что Гавайи – самая военизированная территория США, но это абсолютно не мешает туристическому сектору.
Для меня менеджмент, управление – это поиск, доверие и работа с умными людьми. Всегда интересно понять, как мы пользуемся богом подаренными нам мозгами!