СТЕФАНО ВЛАХОВИЧ:
ГЛАВНОЕ ДЛЯ МЕНЯ — ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ И БЛАГОРАЗУМИЕ.
Группа компаний «Продукты Питания» уже более 25 лет работает в Калининграде. Она является лидером и одним из крупнейших производителей полуфабрикатов и замороженной продукции из мяса птицы в России и Восточной Европе. Разговор с Стефано Влаховичем, создателем и совладельцем ГК «Продукты Питания», вела Наталья Воронцова, главный редактор издания «Профи».
Господин Влахович, ваше имя хорошо известно в регионе и далеко за его пределами. что помогает устойчиво двигаться по избранному пути, преодолевать столь непростые испытания и развивать бизнес? В каком направлении устремлен ваш взгляд дальше?
– Действительно, в Калининграде мы появились более 25 лет назад. Если вспоминать начало пути, то из числа тех людей нашего круга, с которыми когда-то конкурировали, в деле остались единицы. Часто крупного предпринимателя сравнивают с акулой бизнеса. Думаю, сходство только частично. Но и залечь и ждать совсем недостаточно в нашем мире. У меня как-то был приличный офис в Новом Орлеане.

А напротив – бывшее здание крупнейшего в мире производителя пишущих машинок, компании «Ундервуд». За всю свою историю они не сделали ни одного неточного шага, ни одной ошибки, не брали на себя рисков и кредитных обязательств. Это были самые современные аппараты своего времени, когда-то половина пишущих машинок во всем мире была произведена ими. Но итог такого консервативного затишья – уход в никуда, такой компании больше не существует. А есть другие компании, которые не ждут сужения рынка, не теряют времени, а находят новые ниши, адаптируются, постоянно создают что-то новое. Бизнес генерирует средства, управленец, инвестор дает им движение. Не стоять на месте, быть в постоянном поиске, смотреть вокруг и пытаться понять, что происходит, какие тенденции, пробовать что-то делать.

Сегодня Группа компаний «Продукты Питания» – это не только производство мясопродуктов. Мы своевременно проводим техническую модернизацию, закупаем современное оборудование, активно развиваем горизонтальное производство. Реализуется достаточно много инвестпроектов: промышленное производство панировочных сухарей (цех по производству муки, сухарей), строительство склада-холодильника, модернизация комбикормового завода, залов по выращиванию птицы, комбината по производству замороженных полуфабрикатов и кулинарных изделий. Общий объем инвестиций свыше 1 млрд рублей, сроки реализации проектов – 2023– 2025 гг. И при этом в Калининграде наша продукция самая дешевая в России. Суть в том, что хороший бизнесмен понимает, когда появляется какая-то потребность, и ведет бизнес по этому пути.
«Клиент – король и должен знать, чем он кормит семью!» Вы как-то назвали эти слова философией производства продуктов. Чем кормит сегодня гк «продукты питания» многомиллионную семью землян?
– «Клиент – король!» – это правда. Как сегодня живет современная домохозяйка: традиционно 8–9 часов, 5–6 дней в неделю уходит на работу, а вечером семье надо накрыть стол, а не потрошить курицу на небольшой кухоньке. Острая нехватка времени. Таков наш реальный потребитель.

А в России покупатель еще обязательно вчитается в состав продукта, сроки годности и прочее. Даже незначительное изменение ингредиентов ведет к обновлению всех коробок и этикеток. Это очень серьезный фактор контроля качества. Я скажу так: в этом наше преимущество. Клиент нас контролирует, он король

За последние 10–15 лет агропромышленный сектор в Калининграде сделал огромный шаг вперед. Экспортируется рапс, пшеница, кукуруза. Всем от этого только лучше. Конечно, всегда встает вопрос качества, для Калининградской области есть еще один большой вопрос – логистика. Мы, например, пытались привозить яйцо из Турции. Множество ограничений на пути, такая доставка занимает много времени. Поэтому сейчас практически все в нашем продукте произведено в области. Зачем ждать доставку 2–3 месяца, если можно приобрести на месте!

Вы по своей сути являетесь гражданином мира, об этом говорят ваш образ мышления и жизни, география перемещений, образование, кругозор, открытость, владение языками, друзья. Что для вас является самым главным в личной и коммерческой жизни?
– Личное и коммерческое – понятия для меня абсолютно противоположные. Личное – это семья, дети! В семье стараюсь ничего не пропускать. Особенно, как вырастают дети.
Мне всегда нравился Калининград. Я здесь оказался не случайно. Был проведен тщательный анализ места (логистика, ОЭЗ, Европа). Наш коммерческий проект в другом месте развить было невозможно. Это мнение подтвердилось и не изменилось в нынешних условиях. Конечно, сейчас парадигма поменялась. Добираться в Гданьск через Турцию?! Надеюсь, это все же скоро закончится. Деловые отношения тоже пострадали. Иногда не могу понять бывших зарубежных партнеров, их посыла, позы, когда чисто по-человечески от тебя отворачиваются в моменты нужды. Такое поведение очень недальновидно. Когда придет время, этим партнерам будет непросто заново налаживать отношения. Поэтому в бизнесе главное для меня – взаимоуважение и благоразумие.
Вы лидер ряда деловых объединений. на ваш взгляд, что является характерной чертой состоявшегося предпринимателя, крупного бизнесмена, инвестора?
– Ассоциация иностранных инвесторов в Калининграде остается и продолжает работать, даже появляются новые моменты. Чтобы делать что-то серьезное, надо готовиться намного заранее, иначе нельзя рассчитывать на нормальный результат. Я благодарен коллегам, что они меня выбирают, несмотря на риски и изменения, надеюсь, что я оправдываю их ожидания.

В Ассоциации я вижу свою роль, чтобы вести разъяснительный процесс. Необходимость в этом постоянная, и сейчас это надо даже больше, чем пять лет назад. Ведь сложившиеся условия больнее бьют по тем инвесторам, кто уже в России, кто к России хорошо относится. Контрсанкции чаще несут в себе ущерб инвестору, которому и так сложно выживать. И таких вопросов немало. Доносим это через разные комиссии РСПП, КТПП, встречи с правительством.

Настоящий предприниматель инициирует проект, находясь в информационном тумане, когда 30–50% неизвестно, и это огромные риски. Если что-то и понятно, то это чаще удача и шанс. Но когда все становится известно на 100%, зарабатывать уже поздно. Инвестор – это ментор, некоторый уже имеет опыт, видит нишу, прежде всего, в его голове картина с дополненной информацией. С одной стороны, благодаря опыту, умению создать команду ему легче, но не хватает механизма встраивания, связей, друзей, знания языка.

Я горжусь своей командой, надеюсь, это взаимно. Уверен, при любой ситуации никто не даст слабины, не будет паники, никто не испугается сложностей и через пять минут будет делать то, что должен. Наша команда прочна не просто как сталь, а уже нержавеющая.

Много лет назад группа калининградских бизнесменов заказала исследование McKinsey & Company. Среди приоритетных вариантов развития Калининградской области они назвали туризм. Я всегда считал, что туризм для Калининграда – огромный неиспользованный ресурс. Есть немало прорывных решений и идей. Например, хорошим проектом было бы легкое резидентство для иностранцев: если 10 тысяч человек переедут в область – это уже приличные инвестиции. Русская черта все контролировать часто тормозит позитивные процессы. Иногда, чтобы получить значительный результат, надо сделать что-то неудобное, непопулярное. Мало кто знает, что Гавайи – самая военизированная территория США, но это абсолютно не мешает туристическому сектору.

Для меня менеджмент, управление – это поиск, доверие и работа с умными людьми. Всегда интересно понять, как мы пользуемся богом подаренными нам мозгами!