Людмила Мосина: Человек – творец той реальности, в которой живет


16+
В настоящее время обучающие программы по «управлению жизнью» становятся все более востребованными. С чем связан рост интереса к теме «управление жизнью»? Можно ли научиться управлять ей и нужно ли это? Как сохранить баланс и правильно расставить приоритеты? – Людмила Мосина, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ, директор Института психогенетики и эффективного поведения, бизнес-консультант.

– Когда люди начинают задумываться том, что жизнью можно и, главное, нужно управлять?

– К этому люди приходят не сразу. Как правило, переходу к более осознанному существованию предшествуют четыре субъективно проживаемых «открытия».

Людмила Мосина
Первое: временной ресурс жизни, оказывается, ограничен. Как только человек перестает вытеснять из сознания факт конечности своего существования, возникает мотивация к изменениям способа жить. Обычно этому предшествует какое-то значимое событие, и чаще – со знаком «минус».

Второе: все повороты жизни связаны с нашим выбором, сознательным или бессознательным. Многовариантное неопределенное будущее в точке нашего выбора превращается в одновариантное прошлое. Даже если человек закрыл глаза, спрятал голову в песок – он все равно сделал выбор. Признание тотальности выбора и ответственности за него – поворотный момент в изменении стиля жизни.

Третье: осознание отсутствия объективного, заранее заданного смысла (цели) жизни. Изначальная смысловая и событийная неопределенность жизни является высочайшим по своему напряжению вызовом для человека и одновременно потенциалом его свободы: смысл не надо искать, им можно наполнять любое свое действие, проект.

Четвертое: вы – единственный управляющий всем этим хлопотным хозяйством, которое называется жизнь. Переложить ответственность и риски не на кого. И для того, чтобы начать управлять, не будет никакого лучшего дня или возможности, чем прямо сейчас.

– А как же судьба? Или все можно изменить, управляя жизнью?

– Человек находится в постоянном диалоге с миром один на один, результатом которого является общее качество его жизни (его судьба). В этом напряженном диалоге нет посредников, есть сигнальные маяки чужого успешного или не успешного опыта, которые можно учитывать, прокладывая свой жизненный курс.

– Можно ли измерить качество жизни?

– Есть два фактора измерения качества жизни: первый – объективный (карьера, статус, власть, уровень дохода, здоровье), второй – субъективный (переживание полноты и осмысленности существования, собственной ценности, востребованности, избытка сил и энергии).

– Какие стили управления жизнью существуют?

– Выделяют четыре основных стиля управления жизнью (со временем у каждого человека складывается собственный стиль), которые различаются по двум параметрам: активность (низкая – высокая) и глубина планирования (оперативность – стратегичность):

  • «Амеба» – для этого стиля характерна краткосрочная и пассивная регуляция времени жизни, ситуативность, низкая инициатива. Для людей с этим стилем характерна высокая степень зависимости от обстоятельств жизни. Их поступки чаще всего являются реакцией на действия других людей и случайные обстоятельства.

  • «Мечтатель» – в данном случае у человека могут быть осмысленные перспективы, но он их не реализует в деятельности, потому что дефицит волевой активности обесценивает грандиозность его планов.

  • «Активист» – это вариант краткосрочной, активной регуляции своей жизни, когда инициатива охватывает только отдельные периоды времени, связанные с решением каких-то оперативных задач, отсутствует стратегический аспект планирования, осознанная линия жизни.
  • «Стратег» – в данном случае наблюдается пролонгированная регуляция и организация жизни, связанная с базовыми (осознанными) смыслами. Повседневная активность в этом случае определяется стратегическим видением.

– Как начать управлять своей жизнью и перестать откладывать важные дела?

– «Синдром откладывания жизни» – это весьма распространенный сценарий в мире деловых людей, которые строят карьеру, зарабатывают деньги, при этом далеко не всегда получают моральное удовлетворение от самого дела. Этот вариант раскрытия жизненного сценария связан с тем, что человек воспринимает текущую жизненную ситуацию как подготовку, репетицию для будущей «настоящей» жизни. Такие люди могут во многом себе отказывать, заниматься не тем, что им интересно, чего просит душа, ради счастливой жизни в будущем. Стратегия отсроченной жизни рано или поздно переходит в синдром «закрывающихся ворот» со всеми вытекающими последствиями. Если человек решает начать управлять процессом, то нужно научиться расставлять приоритеты, делать выборы. Сейчас много говорят о балансе, но дело в том, что реально очень мало кому удается жить сбалансированной жизнью. Слишком много вызовов, неопределенности, стрессовых ситуаций.

– Какие выгоды получает человек, приняв решение научиться управлять своей жизнью, или, как вы говорите, «создавать значимые события»?

– Управляя жизнью, человек получает возможность осознать специфику своего стиля управления, выявить его неоптимальности, освоить новые технологии управления событиями жизни. Для реализации любого проекта должно быть достаточно такого важного ресурса, как энергия, одним из важнейших источников которой являются высококачественные контакты с людьми, близкими по духу и амбициям, по мотивации и масштабам мышления. Управляя событиями жизни, вы учитесь создавать оптимальные условия собственной жизни и жизни тех, кто вам дорог. А успех – это успеть прожить свою жизнь.

– Сейчас многие находятся в состоянии стресса, как стресс влияет на способность управлять жизнью?

– В состоянии стресса значимость негативных факторов выше, и они автоматически притягивают внимание: недовольный человек в 8–10 раз активнее довольного, и его «недовольная часть» тоже активнее радостной и довольной. Раньше это было важно для выживания, а сейчас очень вредит. Восприятие и мышление человека во время стресса меняются, и заметить это, находясь внутри процесса, довольно сложно:

  • скачет фокус внимания;
  • происходит автоматическое ограничение восприятия информации, не связанной с выживанием;
  • преувеличивается значение негатива;
  • труднее различать детали, так как усиливается поляризация мышления (черно-белое восприятие);
  • ухудшаются конкретные когнитивные навыки;
  • сужается горизонт планирования и возможность учитывать последствия собственных действий.

– Что делать?

– Важно понять, что мышление сильно зависит от состояния ума и тела: человек – творец той реальности, в которой живет, то есть люди проживают свое мышление. Есть классическая модель восприятия АВС, где А – реальная ситуация (как запись видео), В – ее интерпретация (оценочное суждение), С – реакции и импульсы людей. Можем отдельно рассмотреть все компоненты человеческого восприятия и увидеть их несоответствия. Стивен Кови, консультант по вопросам руководства и управления жизнью, сказал, что факты вне толкования не имеют смысла. Поэтому умение приводить себя в ресурсное или оптимальное для жизни состояние становится важнейшим навыком в ситуации неопределенности.

– На что в нынешней ситуации нужно обратить внимание, что может помочь?

– Планирование и выполнение простых, понятных действий успокаивает и возвращает ощущение контроля над собственным вниманием, а может быть, и жизнью. Нужно подумать о том, что и кто может явиться поддержкой для вас, и, что не менее, если не наиболее важно, – кого можете поддержать вы. Когда человек переключает внимание на другого человека, включается в действие, ему самому становится легче. И еще: для меня явилась важной мысль о том, что о помощи в каких-то ситуациях можно и нужно просить.



Записал Иван Борисов