Инна Булдакова: Наша главная задача – соединить студента и работодателя

12+
Профессиональное образование сегодня – это реальная возможность получить и востребованную специальность, и хорошую работу. Кроме того, учиться в сузах стало и интересно, и престижно. К примеру, Калининградский бизнес-колледж вошел в ТОП-100 лучших образовательных организаций СПО Российской Федерации движения «Молодые профессионалы». Как региональному колледжу удалось получить такую высокую оценку? Почему его выпускники востребованы у работодателей по всей России? Какие карьерные проекты появились в этом году? Об этом в интервью изданию «Профи» рассказала Инна Булдакова, директор Калининградского бизнес-колледжа (КБК).

– Как вам удалось получить такую высокую оценку своих достижений?


Инна Булдакова
Директор КБК
– Второй год подряд наш колледж входит в топ-100 лучших образовательных организаций России движения «Молодые профессионалы». Этот успех состоит из трех аспектов. Во-первых, ежегодно студенты колледжа привозят в регион медали победителей и призеров финалов национальных чемпионатов по различным компетенциям. Практически у каждой из наших специальностей есть такая награда. Во-вторых, на протяжении трех лет мы участвуем в демонстрационных экзаменах (обязательными они стали только с этого года), основная задача которых показать конкретные знания и навыки, полученные студентами за курс обучения. На них в обязательном порядке присутствуют работодатели, педагоги из других учебных заведений, и такой подход дает возможность увидеть какие-то недочеты (если они есть) в подготовке специалистов и внести корректировки в учебные планы. И третья составляющая успеха – наши преподаватели, которые постоянно проходят курсы повышения квалификации, выступают в качестве экспертов на региональных чемпионатах как в Калининградской области, так и в других регионах, регулярно повышая свою квалификацию. Сейчас в колледже работают два сертифицированных эксперта, которые вошли в топ-10 лучших экспертов движения «Молодые профессионалы», – Наталья Мисюнене, заведующая кафедрой экономики и банковского дела, и Анна Солдатенкова, заведующая кафедрой средств массовой информации.

– По какому принципу вы актуализируете профессии, которые можно получить в колледже?

– Привлечение работодателей к участию в демонстрационных экзаменах дает нам возможность чаще с ними встречаться, получать от них обратную связь и узнавать новые тренды, появившиеся в их отраслях, которые мы сразу же добавляем в учебный план. Сейчас мир насколько быстро меняется, и, чтобы наши студенты были успешными, нам приходится моментально реагировать на любые изменения, происходящие на рынке труда. Кроме того, наши преподаватели вместе со студентами активно участвуют в жизни профессиональных сообществ, посещают различные отраслевые мероприятия и форумы, такой подход помогает нам подготовить студентов, используя все современные тренды, чтобы они были востребованными здесь и сейчас.

– Ваши выпускники востребованы у работодателей не только региона, но и страны. Сейчас в колледже запущен карьерный проект, где на одной площадке взаимодействуют студент и работодатель. Расскажите о нем подробнее.

– Наших выпускников приглашают работать и в другие регионы. Они поступают на программу высшего образования в университеты Санкт-Петербурга и Москвы, некоторые остаются там работать. Но все-таки основной наш работодатель – это работодатель Калининградской области, и мы заинтересованы в дальнейшем процветании нашего родного региона.

Второй год подряд мы сотрудничаем с группой проектов «Карьера в России» (руководитель Сергей Гиль). Это объединение людей, заинтересованных в развитии среднего профессионального образования. И благодаря взаимодействию с коллегами мы пересмотрели свое отношение к роли работодателя в организации учебного процесса.

Карьерный проект «Полигоны профессиональных проб» мы начали проводить в январе текущего года со специальности «гостиничное дело». На встречу со студентами – выпускниками этой специальности мы пригласили двенадцать работодателей по направлениям: туризм, сфера гостеприимства и ивенты. Проект проходил в три этапа: беседа, экзамен и самопрезентация. Беседа проводилась в неформальной обстановке: обсуждалась ситуация на рынке труда, требования работодателей к своим будущим сотрудникам и особенности их работы, вопросы о заработных платах. Достаточно откровенный разговор, который, с одной стороны, дает возможность студенту как-то по-другому увидеть свою будущую специальность, а с другой стороны, работодатель может посмотреть на студента, оценить его мягкие навыки. Благодаря этому разговору был создан банк вопросов по запросам работодателей к профессиональному экзамену, который состоялся через неделю. И когда наши выпускники по специальности «гостиничное дело» выступали перед работодателями со своими портфолио, рассказывая о своих софт- и хардкомпетенциях, успехах, достижениях, увлечениях (не обязательно в профессиональном плане), они увидели ребят по-новому. В итоге большая часть студентов нашла своих будущих работодателей, и на преддипломную практику они уже ушли к людям, у которых будут работать.

Второй проект (его участником была Наталья Воронцова) «Полигон профессиональных проб» для выпускников по специальности «земельно-имущественные отношения» недавно закончился. Проект тоже начался со встречи студентов с работодателями, но из-за специфики (выпускники этой специальности могут работать геодезистами, в сфере кадастра или недвижимости) работодатели достаточно сильно отличаются друг от друга. Поэтому их разделили на четыре группы по профессиональным компетенциям, а студентам предлагалось выполнить четыре задания, чтобы продемонстрировать свои навыки и умения в конкретной компетенции. Работодатели смогли более внимательно познакомиться с возможностями наших выпускников. Нашей самой главной задачей было соединить студента и работодателя и сделать так, чтобы несколько последних практик наши студенты проходили на своем будущем рабочем месте. Важно, чтобы еще за время учебы они влились в трудовой коллектив, поняли его оргструктуру, особенности и после окончания колледжа бесшовно (как мы это называем) вышли на предприятие и стали полноценными сотрудниками. Также мы приветствуем, когда наши учащиеся четвертых курсов приглашаются на работу, будучи еще студентами. Мы создаем для них максимально комфортные условия, разрабатываем индивидуальные учебные планы, и, соответственно, оканчивая колледж, на последнем курсе они могут работать. И если еще несколько лет назад мы не хотели идти на такой эксперимент, потому что считали, что студент должен полностью освоить образовательную программу, то сейчас нашли возможность соединить эти два процесса и считаем, что успешно выполняем пятилетку за четыре года.

– Какие у вас планы на новый набор, возможно, появятся какие-то новые направления?

– Наш колледж идет в ногу со временем. В этом году мы залицензировали еще одну новую специальность «анимация и анимационное кино (по видам)», которая перекликается со специальностями кафедры средств массовой информации. Открываем на нее набор студентов на базе девяти классов. В целом общая картина набора у нас не меняется, мы набираем около трехсот пятидесяти студентов (триста человек – это выпускники школ, окончившие девять классов, и порядка пятидесяти человек после одиннадцати классов) – это наш максимум, который можем себе позволить. Сейчас мы активно прорабатываем среду работодателей по новой специальности. Понятно, что часть этих работодателей проживает на территории Российской Федерации в отдаленных регионах, и, следовательно, нужно быть готовыми к тому, что наши студенты на фрилансе будут работать по всей стране. В Калининграде сейчас активно развивается гейм-дизайн, есть несколько компаний, занимающихся производством игр, которые выходят на международный уровень, и мы надеемся, что они также станут нашими будущими партнерами, где студенты, обучившиеся на специальности «анимация», смогут применить свои знания и успешно работать.