– В таких условиях важно, чтобы все эти три качества присутствовали в компании, потому что отсутствие любого из них может сильно повлиять на деятельность и не способствовать принятию правильных решений в непростых ситуациях.
– Кризис, помимо проблем и рисков, открывает новые возможности. В чем, на ваш взгляд, они могут состоять для конкретного бизнеса и экономики в целом?
– В первую очередь каждый участник рынка должен понимать, какой формат дальнейшей работы он выбирает: закрыться и бороться за выживание или, наоборот, раскрыться и расширяться, инвестировать. И возможности для развития есть, потому что в целом из России и Калининградской области ушла часть зарубежных компаний из недружественных стран, освободив ниши, которые отечественный бизнес может занять. Сейчас рассматриваются новые инвестиционные проекты в экономике региона, причем не только государственные, но и частные, что наглядно показывает – есть компании, которые продолжают развиваться.
– В каких секторах экономики появляются и новые ниши, и проекты?
– Практически во всех. В торговле – зарубежные бренды уходят, а российские или из каких-то дружественных нам стран могут прийти. В области агропромышленного комплекса и сельского хозяйства. При сегодняшней ситуации, сложившейся на мировых рынках, развитие этого направления будет очень перспективным. В туристической индустрии – открытие новых мест для внутреннего туризма. В промышленном производстве, где освободившиеся ниши нужно закрыть собственным производством.
– Ваши сын и дочь после получения престижного образования сделали выбор в пользу работы в регионе, конкретно в АПХ «Залесье», как вы воспринимаете это решение, создающее управленческую династию?
– С моей стороны никакого давления не было – это их решение, и я однозначно его приветствую. При этом я всегда им говорю, что они должны сами определиться, чтобы не оказалось, что я сузил их возможности до рамок пусть и достаточно большой, но все-таки одной компании. Я им всегда говорю: «Весь мир у ваших ног», и у них есть возможность выбирать, а дальше решение за ними. Сын у меня окончил РАНХиГС по специальности «менеджмент», а дочь – Высшую школу экономики (НИУ ВШЭ) по специальности «пиар и связи с общественностью». Диплом она писала по социальным коммуникациям и сейчас занимается этими вопросами на предприятии.
– Можно ли утверждать, что по факту Калининградская область переходит в положение так называемой островной экономики? Насколько критичен разрыв сложившихся партнерских связей, логистических цепочек, за счет чего предприятиям удается поддерживать производственную стабильность?
– Калининградская область – это эксклав, и элементы «островной экономики» всегда учитывались в работе региональных предприятий. Конечно, из-за санкционного давления наших оппонентов, в частности Литвы, ситуация значительно усложнилась. В первую очередь это коснулось транзита грузов. Это привело, во-первых, к увеличению затрат (они различны по разным группам товаров и направлениям деятельности) в среднем от 20% до 100% (максимально подорожали рефрижераторные перевозки, в этом сегменте очень сложная логистика) и сроков поставок – в среднем от двух до четырех недель (особенно из России в область, часть комплектующих идет из России). Во-вторых, как ответ на усложнение логистики, на предприятиях произошло увеличение нормативных запасов расходных материалов и комплектующих, что приводит к росту оборотного кредитования и расходов на выплату процентов. Нельзя сказать, что санкции не влияют на экономику, они стали новыми вызовами, с которыми мы боремся практически в течение всего 2022 года. Надеемся, что с началом работы постановления федерального правительства по субсидированию морских грузоперевозок экономическая ситуация стабилизируется.
– Какие новые риски и ключевые задачи выходят на первый план в 2023 году, с каким настроем встречает его ваш холдинг и предпринимательское сообщество?
– Все ожидают сложный период и готовятся к нему, но при этом никто не опускает руки, все ищут новые варианты, возможности для работы и даже дальнейшего развития. У нашего холдинга есть совместный проект с московскими партнерами с объемом инвестиций более 7 млрд рублей, который был анонсирован год назад. Они будут строить завод по производству сухого молока, а мы для обеспечения его сырьем – животноводческую ферму на 3 900 голов дойного стада. Мы рассчитываем, что в следующем 2023 году он будет реализован. Есть и текущие локальные инвестиции, которые направлены на расширение зерносушильного комплекса в Залесье и действующих животноводческих комплексов. Поэтому в целом мы продолжаем идти вперед и инвестировать.
– Ваши пожелания коллегам.
– Сохранять оптимизм, верить в себя и свою команду и идти дальше, поскольку все возможности для работы в Калининградской области есть.
Елена Неделя