Необходимо, чтобы было как можно большее количество долей в различных компаниях, тогда вероятность, что какая-то из инвестиций вырастет, значительно выше. В среднем нужно делать порядка 8–10 инвестиций в год в течение 3–4 лет, тогда удастся собрать полноценный портфель. И потенциальную прибыль принесут только компании, которые станут крупными, в мелком и среднем сегменте, даже получая дивиденды, сделанные вложения никогда не отобьются. Главная цель каждого инвестора – вырастить единорога – инвестировать в стартап, который станет в будущем компанией с капитализацией от 1 млрд. Вторая ошибка: маленький рынок. Для венчурного инвестора хуже всего – это попасть в компанию малого бизнеса. В первую очередь нужно всегда искать большие рынки (финансовые услуги, медицина, продукты питания) и вычленять в них сегменты, а потом выбирать правильную команду, предпринимателя и бизнес-модель, потому что масштаб любой компании ограничен только размером рынка.
– Объемы инвестиций: с какой суммой можно входить в этот бизнес?
– В теории по созданию инвестиционного портфеля есть четкие цифры: на какой стадии заходить в компанию (фонды специализируются на разных стадиях инвестирования: ранних, зрелых и поздних), размер чека и приобретаемой доли в компании, которую покупаете. Третья ошибка: не учитывают модель инвестирования. Соответственно, нужно понимать возможности своего фонда и, исходя из этого, выбирать стадии для инвестирования. На ранних стадиях в России (зависит от отрасли) сумма инвестиций может составлять: предпосевная – есть перспективная идея и предприниматель – раунд 1–3 млн руб. Посевная стадия – запуск продукта и вывод его на рынок – раунд 20–30 млн руб. Level A, когда продукт работает, понятны каналы его продаж, нужно начинать масштабировать бизнес (большая часть денег идет на маркетинг, выстраивание системы продаж) – раунд 50–100 млн руб. Дальше идут более поздние стадии – быстрый рост, расширение сегмента для продукта, здесь процесс и его стоимость зависит и от отрасли, и от бизнес-модели компании.
– В России есть примеры стартапов, которые стали единорогами?
– Тинькофф Банк, Wildberries, Ozon, Яндекс, ВК, Авито – эти компании были маленькими и стали миллиардными (в долларах). Большинство компаний, которые добиваются такой капитализации, из IT-индустрии, потому что там действуют несколько факторов: масштабирование и сетевой эффект. Именно найдя такую маленькую компанию и вложив в нее зачастую небольшие деньги, если она нащупает правильную бизнес-модель и рынок, то начнет стремительно расти. И в этом как раз и заключается смысл венчурных фондов – это просто один из типов инвестиций: там нет компаний из сфер строительства или классической розничной торговли, потому что это уже не венчурная модель. В основе многих стартапов лежит спорная идея, и варианта два: либо она круто выстрелит, либо ничего не получится. К примеру, Airbnb – онлайн-площадка для размещения и поиска краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Сдавать свое жилье посторонним людям – сумасшедшая идея, которая сейчас стоит более 100 млрд долларов. И главная сила предпринимателя увидеть или новую бизнес-модель на старом рынке (Zoom –программа для видеоконференций, практически аналог Skype, которая в разы увеличила свою капитализацию в пандемию), или новый рынок, но в любом случае у продукта должна быть сильная IT-составляющая.
– Какие отрасли в российской экономике наиболее перспективны с точки зрения появления стартапов?
– Сложно уместить компанию в конкретную отрасль, сейчас важен ее бренд и продукты. К примеру, невозможно отнести Яндекс к какой-то одной индустрии. Компания занимается каршерингом, доставкой продуктов питания, такси, интернет-поиском, картами и т. д. Бизнес, особенно цифровой, нужно оценивать с точки зрения не отрасли, а услуг, которые он предоставляет клиентам. Крупные IT-компании в большей степени ориентированы не на продукт, а на клиента, вокруг которого выстраивают свою работу. В современном мире на компанию нужно смотреть через бренд, поэтому важнее построить сильную компанию с большим количеством лояльных клиентов, а дальше создавать различные услуги и товары под этим брендом для тех же клиентов.
Россия – огромная страна с большим внутренним потребительским рынком, и есть традиционные отрасли, в которых можно зарабатывать миллиарды рублей: строительство, медицина и т. д. Перспективный рынок домашних питомцев – один из самых больших в мире, и тот, кто создаст единый маркетплейс, где будет собрано все: ветеринария, питание, выгул, гостиницы, – заработает миллиарды.