Страна глухих: трудоустройство – возможность полноценно жить
На платформе благотворительной организации «Капли звуков», оказывающей поддержку людям с нарушением слуха, стартовал флешмоб #говорируками. Подробнее о предстоящей акции, а также о проблемах адаптации, интеграции и трудоустройства слабослышащих рассказывает Елена Кочева, исполнительный директор АНО «Капли звуков».

– Помимо непосредственной помощи, которую «Капли звуков» оказывают своим подопечным, вы также организуете мероприятия, направленные на то, чтобы слышащие и неслышащие люди могли научиться общаться между собой. Очередная акция стартовала 1 декабря, расскажите о ней подробнее.

– Флешмоб #говорируками – органичное продолжение нашей акции #одиндень_одинжест, которую мы запустили месяц назад. Мы предлагаем поздравить друзей и знакомых на жестовом языке. Ведь доступная среда для глухих людей – это знание каждым из нас русского жестового языка на разговорном уровне. Для общения с иностранцами мы учим языки, это считается культурной нормой. А глухим людям часто предлагают считывать с губ вместо знакомства с жестовым языком. И даже люди, которые по работе общаются с глухими и слабослышащими, не считают нужным выучить хотя бы пару простых жестов. Мне кажется, надо менять стереотипы и учиться договариваться друг с другом.

– Как складывается ситуация с социнтеграцией глухих людей в Калининграде в сравнении с другими городами?

– Калининград не хуже и не лучше других региональных городов. Но мы смотрим на Санкт-Петербург и Москву, завидуем им и стараемся перенимать опыт. Там уже давно глухие могут реализовать себя в таких профессиях, как экскурсоводы, лекторы, повара, продавцы, стилисты, парикмахеры, дизайнеры, руководители департаментов. Несколько вузов учат слабослышащих и глухих студентов, и это становится частью культурной нормы. У нас пока все сложно, для наших подопечных в регионе открыты вакансии только в профессиях, связанных с конвейерным производством. До пандемии наша организация единственная в городе знакомила слышащих с жестовым языком. Для слышащих родителей с глухими детьми наши занятия были единственным способом научиться общаться с детьми на одном языке. О проблеме говорили все, но решать ее никто не торопился. Почему? Не знаю.
– Какие проблемы в части адаптации людей с нарушениями слуха стоят особенно остро?

– Особенно остро стоит проблема информированности людей о том, как общаться со слабослышащими и с глухими. Часто многие не знают, что человек в слуховом аппарате в шумном торговом центре фактически «глохнет», потому что техника не понимает, как обрабатывать шум. В области детской и подростковой реабилитации мы тоже делаем только первые шаги. Многие, в том числе и родители слабослышащих детей, считают, что достаточно надеть слуховые аппараты – и ребенок начнет слышать. Но это не так. Надо пройти долгий путь реабилитации и социализации, чтобы ребенок мог полноценно общаться с окружающим миром. В других странах это поняли давно, поэтому с семьей работает целая команда специалистов, чтобы в будущем ребенок стал самостоятельным, выучился и нашел работу.

В нашей программе «Мамина школа» мы впервые в регионе стали регулярно приглашать специалистов из федеральных центров, чтобы родители получили консультацию, план развития, интеграции на ближайшие полгода. Программа рассчитана на много лет, и первые результаты уже есть, что очень приятно.

– Как обстоит дело с трудоустройством глухих в Калининграде? Приходилось ли сталкиваться с дискриминацией при их трудоустройстве?

– Чаще всего таким людям предлагается низкооплачиваемая работа, хотя уже есть исключения, и это радует. Про дискриминацию, сложные условия труда и низкие зарплаты от слабослышащих людей я слышу часто. Слуховые аппараты или кохлеарные импланты могут стать основанием для отказа в приеме на работу, хотя с выполняемыми обязанностями это никак не связано. Банально, люди боятся садиться в такси, если за рулем слабослышащий человек, словно это может как-то влиять на качество вождение.

– Какие проекты по трудоустройству глухих людей реализуются сегодня?

– В Москве, Санкт-Петербурге, в крупных сетях, таких как «Ашан» и «Леруа», а также у наших соседей в Белоруссии есть «тихие кассы»: один их кассиров – глухой. У покупателя есть выбор, идти к слышащему кассиру или к глухому. Недавно белорусская сеть «Соседи» напечатала аналитику по этой программе: лояльность покупателей увеличилась на 20%, люди стали приходить именно в магазин с «тихими кассами»: обслуживаясь у глухих кассиров, они понимали, что дают людям работу. Хочется реализовать такую же программу в Калининграде, а также развивать такие направления, как глухой экскурсовод, бариста. Подобные форматы успешно работают в сети «Старбакс». В Германии, Чехии и Польше много кафе, владельцы которых – глухие люди, с большим количеством клиентов среди слышащих.

Подготовила Оксана Шевченко