Кадровая политика Калининградской области и формирование HR-бренда
В понедельник, 26 апреля, в конференц-зале Союза промышленников и предпринимателей состоялся разговор о ситуации на региональном рынке труда. В обсуждении кадровой политики Калининградской области и формирование основных направлений HR-бренда региона приняли участие представители калининградского бизнеса, органов исполнительной, законодательной и муниципальной власти, Фонда поддержки предпринимателей, СМИ и медиа-бизнеса, сферы образования.

Работодатели говорили о своих трудностях в поиске квалифицированных сотрудников, несоответствии образовательных программ в средних специальных и высших учебных заведениях Калининградской области по потребностям работодателей.
Министр социальной политики Анжелика Майстер рассказала собравшимся о возможностях обновленного Центра занятости: это и онлайн ярмарки вакансий еженедельно по запросу конкретной фирмы или предприятия, работе «мобильных бригад» в районах области, существующих программах и мерах поддержки, по обучению ищущих работу и открытию собственного дела.

«Я только вернулась с V Международного Форума Труда, главными темами которого стали «новая занятость и сохранение доходов граждан». Он проходил в Санкт-Петербурге 19-23 апреля 2021 года в юбилейный год 30-летия Службы занятости России. Форум традиционно собирал лучшие практики в сферах рынка труда, управления персоналом, охраны труда в условиях пандемии. Хочу отметить, что Калининградская область сегодня в топе регионов, которые переформатировали свою работу в этом направлении. Нам уже есть, чем поделиться с коллегами, которые в прошлом году отложили модернизацию Центров занятости на период пандемии, а мы приняли вызов, и нам удалось осуществить перемены, которые отмечают, и работодатели и те, кто ищет работу по душе». Кроме этого, министра отметила, что «на сегодняшний день в регионе около 18 тыс. вакансий, и они постоянно пополняются. Увеличивается их объем, меняются представленные профессии. В основном заявлены профессии - обрабатывающее производство, оптово и розничная торговля, здравоохранение и предоставление социальных услуг, строительство, образование, транспортировка и хранение, общепит и сельское хозяйство».

Анжелика Майстер
Директор по персоналу «Спар Калининград» Елена Суслова, подтвердила, что недостающих сотрудников они набирают именно при помощи Центра занятости на таких «точечных специализированных ярмарках вакансий», а соискатели в этом случае более нацелены на трудоустройство и работу в компании. При этом она подчеркнула, что не только заработная плата и социальный пакет привлекает людей, для многих безработных важным условием является транспортная доступность до места работы и другие факторы.

Елена Суслова
HR-директор ГК «Залесский фермер», член Ассоциации кадровиков Калининградской области Эльмира Орлова поделилась опытом организации Первой калининградской школой аграриев по обучению недостающих этой отрасли профессионалов из других городов.

В 2018 году, когда мы понимали, что в 2020 году откроем три предприятия мы открыли школу «АгроИнтенсив». Мы пошли на Россию и Калининградскую область. Разместили кейсовые задания с помощью агентства по делам молодежи и отобрали ребят, которые приедут к нам в Калининградскую область на неделю на предприятия. Мы им дадим задания, они решат наши кейсы, и мы подготовим сертификат, что мы оплачиваем им стажировку или практику у себя в регионе. Было очень много заявок от ребят, но у молодых специалистов встал вопрос, кто будет платить за дорогу? В результате из РФ к нам приехали 27 человек, из которых 17 сами оплатили себе дорогу, а остальным - вузы. Встретить ребят нам помогли агентство по делам молодежи, министерство образование, агентство «Персонал-Янтарь» и мы уложились в бюджет 1 млн руб. В основном кейсы хорошо защитили ребята из РФ. Мы поняли, что у нас недостаточно хорошо налажено взаимодействие с учебными учреждениями Калининградской области. Поэтому мы быстро модернизировали «АгроИнтенсив» и на последние дни учебы пригласили преподавателей из региональных вузов. В итоге в проекте приняли участие 64 человека, было выдано 42 сертификата, в течение лета к нам приехали 18 участников из РФ. 9 человек были трудоустроены, но сейчас работают 6, три человека уехали по причинам отсутствия газа, плохого интернета и неразвита культурная сфера в месте нахождения предприятия. Но чем хорош проект – он доказывает, что ребятам из основной России интересно приехать в Калининградскую область, и они готовы у нас работать. Понятно, что такие расходы по силам не каждому предприятию, но можно было бы объединить усилия нескольких и, наверное, на базе Балтийского Артека создать одну смену. Потом предприятия разберут ребят на практические занятия и появиться хорошая возможность по привлечению молодых кадров в регион.

У нас откроются еще три комплекса. И я знаю сколько сотрудников нам понадобится через 5-10 лет и подаю эти сведения и в правительство, и Центр занятости, и образовательные учреждения. Сейчас мы ведем переговоры с одним из учебных заведений об открытии дополнительных направлений ветеринарных врачей и инженеров мелиораторов. А вот специальность мехатроники – очень дорогостоящая и нам проще возить ребят на обучение в Германию.

Эльмира Орлова
Татьяна Ананьева, директор по развитию компании «Апостроф-медиа», эксперт по бренду работодателя (г. Москва):

- Собрались представители трех ключевых сфер: представители бизнеса-работодатели, органов государственной власти и образование.
Идея встречи – это формирования понятия, что такое кадровая стратегия региона, бренд и рынок труда. Это возможность и способ посмотреть с разных сторон на всю эту проблематику и в совестном обсуждении найти те аспекты, которые актуальны для всей присутствующих в контексте рынка труда, - это первое. И второе, - циклом встреч постараться найти решение куда можно двигаться. Потому что каждый регион сегодня сталкивается с тем, что есть разные направления движения, но ресурсы не безграничны и нужно делать выбор.

Татьяна Ананьева
Антон Коваль, директор компании «Апостроф-медиа» (г. Москва):

- В 2017-2018гг. мы столкнулись с тем, что просто зарплата, рабочее место сотрудника не мотивируют. Возникли вопросы благополучия и качества жизни. Пандемия их только усилила, потому что работодатель вошел к каждому в дом. И выражение «оставьте работу в офисе, а личные проблемы дома» - эти границы абсолютно стерлись, и работодатель вышел в ту плоскость, когда он постоянно вокруг.
Тренды: - Люди уходят от классического трудоустройства, все чаще переходят из отрасли в отрасль, иногда работая на стыке двух сфер;
- Произошел взлет виртуального предпринимательства, и пандемия его еще подстегнула. Причем по всему миру это способствовало выравниванию доходов между мужчинами и женщинами. Теперь женщина декрете может не выпадать из рынка труда;
- Население стареет и если раньше сталкивались с таким понятием как эйджизм (дискриминация по возрасту), то сейчас наличие в компании сразу представителей 4-х поколений – это норма;
- Фриланс меняется от классического человека в кофейне с компьютером переходят в объединения, чтобы защищать свои права, потому что зачастую это нестабильна занятость;
- Сфера свободных экспертов, которые переходят из корпорации в корпорацию и импланты – это дорогостоящие сотрудники, которых принимают на небольшой срок, возможно выполняющие и заказы сторонних компаний;
- Гибридные форматы;
- Фокус на человека и его благополучие. Управление качеством жизни. Новые отношения со временем (время и внимание - как главный ресурс). Биологическая безопасность, ее значимость усилила пандемия.

Антон Коваль
Ольга Тесленко, глава Ассоциации индустрии гостеприимства Калининградской области, глава представительства Федерации рестораторов и отельеров в Калининградской области:

- Кадровый голод – HoReCa. Мы действительно видим несколько проблем, которые пандемия контрастно выделила – это потеря доверия к отрасли, приоритет выбора молодежи, предпочитающей другие профессии, потеря престижа профессии и утрачен он давно, растущий спрос на предприятия HoReCa – бизнес в росте. Также мы отмечаем разность спектров образования

- работодателей в отрасли – поддержка правительства, где каждый идет своей траекторией, при этом делая хорошие шаги, но из-за несогласованности действий движения вперед нет. На этапе получения еще школьного образования привить ребятам уважение к профессиям в сферах туризма и общепита, показать их престижность и перспективы карьерного роста.

На сегодняшний день в отрасли региона большая проблема – это ярко выраженная сезонность, когда зимой персонала востребовано меньше, а летом потребность в нем возрастает в 4 раза. При этом мы конкурируем с курортами Краснодарского края, Сочи, Крымом, когда в сезон мы остаемся обесточены, потому что кадры мигрируют в эти направления.

Позитивный опыт: мы, как работодатели HoReCa, для себя открыли сферу дополнительного образования. Мы выяснили, что у нас есть 5 учреждений сферы питания, 7 учреждений сферы гостеприимства и в каждом из них бывает тысяча студентов. Мы их всех пригласили на практику, провели дни открытых дверей, мастер-классы. Показатель последних дней из 20 ребят, приглашенных на практику, 6 трудоустроены, причем работодатель им снял квартиры. То есть мы видим, как изменилось отношение работодателей и рынок, юных специалистов принимают (17-18 лет), возрождается институт наставничества и предприятия готовы воспитывать кадры, обеспечивая их, в том числе и жильем.

Наши предложения: - Нужно понять емкость образования и как мы можем на него повлиять – это 2021-2025гг, сколько потенциально будет выпущено специалистов. Потому что уже сейчас можно сделать вывод, что развитие туризма будет приоритетным для региона. Это значит, что, как минимум, будут появляться новые отели и рестораны. Готовы ли учебные заведения в ближайшие 2-3 года обеспечить потребность в кадрах? На сегодняшний день мы видим, что нет. Соответственно, мы хотим повлиять на учебные программы своим бизнес-объединением для того, чтобы увеличить наборы, и мы сейчас видим эту кратность в 1,5 раза, причем возможности у них есть.

- Оптимизация работы с Центром занятости.

- Привлечение трудовых резервов из других регионов РФ. Программы «Учись. Работай. Отдыхай» будет очень выигрышна для нашего региона, когда молодые специалисты параллельно с работой смогут попутешествовать по региону (море, исторические памятники, аутентичные города)

- На что готова профи - HoReCa – это проведение мастер-классов на предприятиях, наставничество, изменение программы 50 на 50 – теория дуального обучения половина теории, половина практики. Вовлечение школьников через игру в профориентацию. Профессиональные конкурсы. Поддержка СМИ, наращивание мощи и престижа профессии.

Ольга Тесленко
Все участники стратегической сессии обсудили пути решения «кадровых проблем», новых направлений совместной работы по подготовке квалифицированных работников на актуальные вакансии и в целом формирование HR-бренда региона, чтобы привлечь специалистов со всей страны.