Ольга Тесленко, глава Ассоциации индустрии гостеприимства Калининградской области, глава представительства Федерации рестораторов и отельеров в Калининградской области:
- Кадровый голод – HoReCa. Мы действительно видим несколько проблем, которые пандемия контрастно выделила – это потеря доверия к отрасли, приоритет выбора молодежи, предпочитающей другие профессии, потеря престижа профессии и утрачен он давно, растущий спрос на предприятия HoReCa – бизнес в росте. Также мы отмечаем разность спектров образования
- работодателей в отрасли – поддержка правительства, где каждый идет своей траекторией, при этом делая хорошие шаги, но из-за несогласованности действий движения вперед нет. На этапе получения еще школьного образования привить ребятам уважение к профессиям в сферах туризма и общепита, показать их престижность и перспективы карьерного роста.
На сегодняшний день в отрасли региона большая проблема – это ярко выраженная сезонность, когда зимой персонала востребовано меньше, а летом потребность в нем возрастает в 4 раза. При этом мы конкурируем с курортами Краснодарского края, Сочи, Крымом, когда в сезон мы остаемся обесточены, потому что кадры мигрируют в эти направления.
Позитивный опыт: мы, как работодатели HoReCa, для себя открыли сферу дополнительного образования. Мы выяснили, что у нас есть 5 учреждений сферы питания, 7 учреждений сферы гостеприимства и в каждом из них бывает тысяча студентов. Мы их всех пригласили на практику, провели дни открытых дверей, мастер-классы. Показатель последних дней из 20 ребят, приглашенных на практику, 6 трудоустроены, причем работодатель им снял квартиры. То есть мы видим, как изменилось отношение работодателей и рынок, юных специалистов принимают (17-18 лет), возрождается институт наставничества и предприятия готовы воспитывать кадры, обеспечивая их, в том числе и жильем.
Наши предложения: - Нужно понять емкость образования и как мы можем на него повлиять – это 2021-2025гг, сколько потенциально будет выпущено специалистов. Потому что уже сейчас можно сделать вывод, что развитие туризма будет приоритетным для региона. Это значит, что, как минимум, будут появляться новые отели и рестораны. Готовы ли учебные заведения в ближайшие 2-3 года обеспечить потребность в кадрах? На сегодняшний день мы видим, что нет. Соответственно, мы хотим повлиять на учебные программы своим бизнес-объединением для того, чтобы увеличить наборы, и мы сейчас видим эту кратность в 1,5 раза, причем возможности у них есть.
- Оптимизация работы с Центром занятости.
- Привлечение трудовых резервов из других регионов РФ. Программы «Учись. Работай. Отдыхай» будет очень выигрышна для нашего региона, когда молодые специалисты параллельно с работой смогут попутешествовать по региону (море, исторические памятники, аутентичные города)
- На что готова профи - HoReCa – это проведение мастер-классов на предприятиях, наставничество, изменение программы 50 на 50 – теория дуального обучения половина теории, половина практики. Вовлечение школьников через игру в профориентацию. Профессиональные конкурсы. Поддержка СМИ, наращивание мощи и престижа профессии.