– Пандемия оказала влияние на работу предприятия?
– Невозможно загружать суда в удаленном режиме, поэтому в период пандемии работа предприятия не останавливалась ни на минуту. Объемы перевалки не уменьшились. Были закуплены все возможные средства защиты, в том числе и индивидуальной. До сих пор проводятся работы по дезинфекции территории.
– Какова сейчас ситуация в части транспортировки и перевалки грузов?
– К большому сожалению, в Калининградской области в этом сельскохозяйственном году произошло резкое изменение экспортных грузопотоков. При наличии в регионе специализированных морских зерновых терминалов, в том числе и АО «Портовый элеватор», зерновые грузы, произведенные в Калининградской области, стали железнодорожными вагонами из Калининграда направляться на портовые терминалы в порт Клайпеды (Литовская Республика), обеспечивая тем самым загрузку иностранной инфраструктуры работой, иностранных граждан –рабочими местами, а бюджет соседнего государства – финансовыми потоками. В связи с этим при рекордном урожае 2020 года АО «Портовый элеватор» как экспортный терминал в Калининграде недозагружен на 80%! Конечно, есть существенное различие между портовыми терминалами Калининграда и Клайпеды. Огромные финансовые ресурсы, вложенные в последнее время Евросоюзом, Литвой и инвесторами в строительство, дноуглубительные работы и развитие портовых терминалов в Клайпеде, дают возможность отгружать товары на морские суда типа «Панамаксы» (более 60 тыс. тонн), что выгоднее для экспортеров пшеницы, на которую в Евросоюзе установлены квоты и основным рынком сбыта которой является Северная Африка. Глубина нашего канала намного меньше и составляет 8,5 м, что ограничивает заход в порт Калининграда «Панамаксов» и освоение нашими экспортерами рынков сбыта зерновой продукции. Развитие портовой инфраструктуры Калининградской области возможно при существенной модернизации морского канала и дноуглубительных работах.
Однако такие культуры, как рапс, кукуруза и другие нишевые культуры, очень востребованы на европейском рынке, экспорт которых традиционно осуществлялся с АО «Портовый элеватор», обеспечивая тем самым рабочие места и пополнение регионального и федерального бюджета нашей страны.
– Каковы тенденции в отрасли?
– Когда мы говорим об экономике, мы не можем обойтись без политического аспекта. Это вопрос с общей геополитической ситуацией Калининградской области. АО «Портовый элеватор» готово переваливать в год до 300 тыс. тонн. Однако для активной работы и полной загрузки необходимы поставки из других субъектов РФ, но тарифы по железной дороге через Литву и Белоруссию для отечественных грузов выше, чем в порты Прибалтики, поэтому российские грузы для экспортных поставок к нам не идут, и все портовые структуры региона являются заложниками этой ситуации.
Калининград уникальный регион именно для работы с растениеводческой продукцией: только в нашем регионе у России есть специализированные зерновые терминалы, такие, как АО «Портовый элеватор» и новейший производственно- логистический зерновой комплекс ГК «Содружество», который является крупнейшим трейдером и экспортером России, готовый покупать продукцию местных производителей и своими судами типа «ХендиСайз» (от 35 тыс. тонн) отправлять на те рынки, где она востребована.
Таким образом, для калининградских растениеводов доступны все возможности реализации своей зерновой продукции – как продать внутри региона, так и осуществить прямой экспорт через терминалы АО «Портовый элеватор». Для этого в Калининграде активно работает Российский экспортный центр (РЭЦ), который обеспечивает максимальную методическую и финансовую государственную поддержку экспортерам.
И если все-таки говорить об интересах РФ, о бюджете области, которая поддерживает растениеводов, субсидируя развитие сельского хозяйства, в том числе и из бюджета, то, конечно, хотелось бы, чтобы наши терминалы были загружены и деньги с оборота, в том числе и с таких инфраструктурных предприятий, как АО «Портовый элеватор», возвращались в бюджет Калининградской области.
Записала Наталья Чертанова АО «ПОРТОВЫЙ ЭЛЕВАТОР»
236003, Россия, г. Калининград, ул. 4-я Причальная, д. 5
тел.: +7 (4012) 63 22 15,
факс: +7 (4012) 67 40 82
www.elevator-port.ru