Портовая инфраструктура
Портовая инфраструктура в самой западной части России для экспорта зерновой продукции

Жизнь человека – это великое счастье, божественное таинство и огромное количество научных исследований в поисках вопроса: «Что такое жизнь?» Уже давно известна анатомия человека, где главным «мотором» определено сердце и целая система вен, артерий, маленьких сосудов обеспечивает весь организм кровоснабжением, а человеку ЖИЗНЬ.

Так и в бизнесе. Практически все направления бизнеса, к какой бы отрасли он ни относился, не могут существовать без транспортной инфраструктуры и логистики, обеспечивающей движение с заданным направлением до конечного пункта назначения. Для калининградцев, живущих на берегу Балтийского моря, сразу возникает образ порта с гружеными морскими судами, железнодорожными вагонами, грузовыми машинами, контейнерами и портовыми кранами, обеспечивающими загрузку этого транспорта. Особое место в морской логистике занимают портовые зерновые элеваторы, потому что они обеспечиваю работу с ЖИВЫМ грузом – зерном, требующим контроля и сохранности качества через специализированные лаборатории.
Об отраслевых проблемах и тенденциях в сфере перевалки грузов в интервью нашему изданию рассказала Елена Зайцева, генеральный директор, акционер АО «Портовый элеватор» и председатель «Калининградского Зернового Клуба».

– Елена Ренадовна, расскажите, пожалуйста, о направлении деятельности вашего предприятия.


– Позвольте сначала представить наше акционерное общество. АО «Портовый элеватор» уникальное предприятие с почти вековой историей. Все калининградцы и гости нашего края хорошо знают здания портовых зерновых терминалов, находящихся на территории Морского торгового порта.

В Индустриальной гавани возвышаются два элеватора, здания светло-желтого цвета с серой крышей и красным покрытием над рабочей башней, объединенные наземными и подземными галереями, которые были введены в эксплуатацию в Кёнигсберге в 1924 году. Кёнигсбергский портовый элеватор (Башенный и групповой склад / Turm - und Gruppenspeicher) принадлежал к числу самых современных железобетонных построек и самых больших в то время размеров в Европе. Общая емкость единовременного хранения составляет 32 тыс. тонн.

В 1942 году в Вольной гавани был построен из темно-красного кирпича портовый элеватор № 3 на 14 тыс. тонн. Общая емкость единовременного хранения всех трех элеваторов составляет 46 тыс. тонн.

Предприятие занимается перевалкой (т.е. приемом в элеватор, хранением до формирования судовой партии и отгрузкой на морские суда) сельскохозяйственной продукции, с обязательной проверкой качества на входе зерновых, масличных и бобовых культур, которые АО «Портовый элеватор» отправляет на экспорт. Входной контроль на портовом элеваторе обеспечивает собственная производственная лаборатория, прошедшая государственную аттестацию. Наши клиенты – экспортеры – в соответствии с заключенными внешнеэкономическими контрактами определяют время отгрузки сформированной судовой партии, фрахтуется судно, швартуется у причала и производится загрузка зернового груза конкретного клиента на морские суда, которые направляются непосредственно к иностранному покупателю. Структура экспортного зернового груза состоит из продукции, произведенной в Калининградской области, и поставок из РФ.

Особое уважение хотелось бы выразить нашим местным сельхозтоваропроизводителям, продукция которых является одной из лучших в России по качественным показателям зернобобовых и масличных культур, а также по эффективности ведения бизнеса. Достигаются такие рекорды грамотным менеджментом ведущих компаний области, обменом опытом с зарубежными коллегами из стран Балтийского региона, использованием передовых технологий и техники и благодаря финансовой поддержке правительства Калининградской области. Большую роль в развитии растениеводства играет наше отраслевое сообщество «Калининградский Зерновой Клуб», который более 11 лет дает возможность знакомиться с новейшими разработками спикеров, приезжающих на заседания клуба со всей России и из-за рубежа. В результате в Калининградской области ежегодно мы получаем урожаи масличных, бобовых и зерновых с профицитом, которого хватает для обеспечения животноводов региона, на переработку, внутреннее потребление и на экспорт. Благодаря высокому качеству продукция, выращиваемая в регионе, соответствует всем экспортным показателям.

С 2017 года Российская Федерация является лидером по экспорту зерна на мировом рынке. И мы гордимся, что АО «Портовый элеватор» и наши клиенты – экспортеры вносят свою лепту в стратегическую задачу страны по развитию несырьевого экспорта.

Елена Зайцева
Генеральный директор, акционер АО «Портовый элеватор» и председатель «Калининградского Зернового Клуба»
– Пандемия оказала влияние на работу предприятия?

– Невозможно загружать суда в удаленном режиме, поэтому в период пандемии работа предприятия не останавливалась ни на минуту. Объемы перевалки не уменьшились. Были закуплены все возможные средства защиты, в том числе и индивидуальной. До сих пор проводятся работы по дезинфекции территории.

– Какова сейчас ситуация в части транспортировки и перевалки грузов?

– К большому сожалению, в Калининградской области в этом сельскохозяйственном году произошло резкое изменение экспортных грузопотоков. При наличии в регионе специализированных морских зерновых терминалов, в том числе и АО «Портовый элеватор», зерновые грузы, произведенные в Калининградской области, стали железнодорожными вагонами из Калининграда направляться на портовые терминалы в порт Клайпеды (Литовская Республика), обеспечивая тем самым загрузку иностранной инфраструктуры работой, иностранных граждан –рабочими местами, а бюджет соседнего государства – финансовыми потоками. В связи с этим при рекордном урожае 2020 года АО «Портовый элеватор» как экспортный терминал в Калининграде недозагружен на 80%! Конечно, есть существенное различие между портовыми терминалами Калининграда и Клайпеды. Огромные финансовые ресурсы, вложенные в последнее время Евросоюзом, Литвой и инвесторами в строительство, дноуглубительные работы и развитие портовых терминалов в Клайпеде, дают возможность отгружать товары на морские суда типа «Панамаксы» (более 60 тыс. тонн), что выгоднее для экспортеров пшеницы, на которую в Евросоюзе установлены квоты и основным рынком сбыта которой является Северная Африка. Глубина нашего канала намного меньше и составляет 8,5 м, что ограничивает заход в порт Калининграда «Панамаксов» и освоение нашими экспортерами рынков сбыта зерновой продукции. Развитие портовой инфраструктуры Калининградской области возможно при существенной модернизации морского канала и дноуглубительных работах.

Однако такие культуры, как рапс, кукуруза и другие нишевые культуры, очень востребованы на европейском рынке, экспорт которых традиционно осуществлялся с АО «Портовый элеватор», обеспечивая тем самым рабочие места и пополнение регионального и федерального бюджета нашей страны.

– Каковы тенденции в отрасли?

– Когда мы говорим об экономике, мы не можем обойтись без политического аспекта. Это вопрос с общей геополитической ситуацией Калининградской области. АО «Портовый элеватор» готово переваливать в год до 300 тыс. тонн. Однако для активной работы и полной загрузки необходимы поставки из других субъектов РФ, но тарифы по железной дороге через Литву и Белоруссию для отечественных грузов выше, чем в порты Прибалтики, поэтому российские грузы для экспортных поставок к нам не идут, и все портовые структуры региона являются заложниками этой ситуации.

Калининград уникальный регион именно для работы с растениеводческой продукцией: только в нашем регионе у России есть специализированные зерновые терминалы, такие, как АО «Портовый элеватор» и новейший производственно- логистический зерновой комплекс ГК «Содружество», который является крупнейшим трейдером и экспортером России, готовый покупать продукцию местных производителей и своими судами типа «ХендиСайз» (от 35 тыс. тонн) отправлять на те рынки, где она востребована.

Таким образом, для калининградских растениеводов доступны все возможности реализации своей зерновой продукции – как продать внутри региона, так и осуществить прямой экспорт через терминалы АО «Портовый элеватор». Для этого в Калининграде активно работает Российский экспортный центр (РЭЦ), который обеспечивает максимальную методическую и финансовую государственную поддержку экспортерам.

И если все-таки говорить об интересах РФ, о бюджете области, которая поддерживает растениеводов, субсидируя развитие сельского хозяйства, в том числе и из бюджета, то, конечно, хотелось бы, чтобы наши терминалы были загружены и деньги с оборота, в том числе и с таких инфраструктурных предприятий, как АО «Портовый элеватор», возвращались в бюджет Калининградской области.

Записала Наталья Чертанова

АО «ПОРТОВЫЙ ЭЛЕВАТОР»
236003, Россия, г. Калининград, ул. 4-я Причальная, д. 5
тел.: +7 (4012) 63 22 15,
факс: +7 (4012) 67 40 82
www.elevator-port.ru