«Сорока»:
Журналистика начинается здесь
Современный мир меняется с невероятной скоростью, и, чтобы быть востребованным и перспективным в любой отрасли, необходимо под него подстраиваться. Новая реальность рождает новые профессии, и будущим выпускникам, кто учится сейчас, готовиться нужно к тому, что профессий в течение жизни будет несколько. Поэтому такие навыки, как soft skills (креативность, критическое мышление, коммуникабельность, умение анализировать информацию и работать с людьми), приобретают все большую ценность. Они не только обеспечивают переходы из одной сферы в другую, но и в будущем дадут людям конкурентное преимущество перед искусственным интеллектом. О том, как развивают эти навыки у школьников в нашем регионе, рассмотрим на примере журнала «Сорока» гимназии № 40.
Леон Костевич, главный редактор журнала «Сорока» гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина:

– Старшее поколение хорошо помнит, что такое школьная стенгазета и что стоит за этим словосочетанием. Лист ватмана, на котором дети рисуют картинки и пишут «злободневные» заметки: «Ученик шестого класса Петр Щеглов разбил окно в туалете. Позор хулигану и двоечнику Петьке!» С такой стенгазеты начиналось когда-то и то, что сегодня называется медиахолдингом гимназии № 40. Вы улыбаетесь? Вам кажется, что медиахолдинг – это слишком громкое название для школьного кружка журналистики? Это как посмотреть.

Леон Костевич
В сентябре 2006 года заместитель директора по информационным технологиям Ирина Савинова, руководившая на тот момент ученическим советом, помогает ребятам создавать, простите за штамп, печатный орган. Некоторое время все делали по старинке, то есть почти без применения технических средств, своими руками. Распечатывали на листках бумаги тексты и потом приклеивали их на общее полотно, рисовали иллюстрации вручную. Редколлегия долго искала имя своему детищу. Первый номер вышел под названием «Инсайт». Но оно было не всем понятно, и от него решили отказаться. Тогда ребята устроили мозговой штурм и воскликнули: «Эврика! Наша газета будет называться «Сорока»!». Во-первых, это созвучно номеру гимназии, а во-вторых, считается, что сорока приносит на хвосте новости. Логотип придумала и нарисовала старшеклассница Ира Ягич.

Первое время «Сороку» верстал ее главный редактор, ученик гимназии, у себя дома, а печатала на работе мама одной из школьниц. Но скоро все поняли, что газета должна стать более профессиональной, и в 2007 году «Сороковая» купила мини-типографию. Выпускать «Сороку» стало легче, ее тираж вырос.

Дальше, как говорится, больше. В январе 2011 года в гимназии появился телецентр. Тогда им занимались всего два человека – десятиклассник и десятиклассница. Они очень хотели научиться делать видеоролики. В четыре руки снимали и описывали все важные гимназические события. С тех пор состав телевизионной редколлегии не раз пополнялся: все больше людей хотело засветиться на школьном экране и доказать, что их жизнь очень яркая.

В 2013 году, после переезда гимназии с улицы Комсомольской в новое здание, расположенное в микрорайоне Сельма, медиахолдинг обрел свою студию. Здесь было оборудование, нужное для полноценной работы: видеокамеры, фотоаппараты, компьютеры, ноутбуки с необходимыми программами. Потом происходили другие перемены: экспериментировали с изображением и звуком, учились создавать интересные тексты. Про стенгазету и думать забыли: «Сорока» давно превратилась в журнал. Да такой, что его трудно отличить от профессиональных изданий, которые продают в городе.

Мы пишем статьи, снимаем видеоролики, фильмы, фотографируем, участвуем в конкурсах профессионального мастерства, повышаем квалификацию. У нас есть «Школа юного журналиста», кружки по фото- и кинопроизводству.

Каждое лето в гимназии открывается профильный лагерь «Звездный городок». Одно из его направлений – журналистика. Ребята, которые его выбирают, узнают много нового: как брать интервью, как работать с фотоаппаратом и видеокамерой, монтировать отснятый материал. В конце смены мы показываем, чему научились. Например, в этом году сняли веселый короткометражный фильм.
Елена Васильева, руководитель медиахолдинга «Сороковая», советник директора по воспитательным вопросам гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина:

– Медиаобразование – это одна из многих внедряемых в школе инноваций, которая должна состоять не только из теории, но и из практики. Такие практические занятия, как подготовка школьных журналов, медиаконтента, съемка и монтаж видеороликов, помогают ребятам приобретать необходимые

Елена Васильева
навыки и компетенции. Сейчас в медиахолдинге «Сороковая» учащиеся занимаются журналистикой и кинопроизводством. Выпускают журнал «Сорока» для среднего и старшего школьного звена, «Сороконожка» – для младшего и различные тематические видеоролики как к праздникам, так и для участия в конкурсах, где занимают призовые места. В апреле 2022 года команда гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина привезла в Калининград первое место в международном медиахакатоне «Технострелка», который проходил в июне в Нижнем Новгороде. Их работа стала лучшей на фестивале короткометражных фильмов «ЦРОД! Камера! Мотор!». С такими успехами ребятам есть, чем гордиться, а значит, мы идем в правильном направлении.


Материал подготовлен корреспондентами журнала «Сорока»